Начало приключений.
- Достопримечательности
- Путешествия на машине
Начало приключений.
Спасибо всем попутчикам, с кем мы прошли эту поездку — за оптимизм, прекрасную компанию и всё-всё-всё! Отдельная благодарность — Виталию и Ларисе за идею и организацию.
Тему с Чадом мне накинул Миша Партизан с форума Винского, мы с ним много куда ездили — он всегда плотно сечёт всё, что связано с этой тематикой, а я могу и протупить. Ну и понеслось — в конкретной африканской заднице я не был года четыре, так что вполне можно было и навестить, тем более что ковидные заморочки при въезде оказались незначительными. Как обычно, сначала последовало обсуждение маршрута и прочих нюансов в довольно длинной ветке на Винском, потом всё это переехало в чатик на 100500 постов в вацапе, созданный уже среди определившихся, торговля с хитрой местной акулой турбизнеса, который выступал в качестве принимающей стороны…
Уместно будет сказать, что Чад из тех стран, где для получения визы нужно подтверждение тура, купленного у местной конторы. Виза недешёвая, 150€, что, впрочем, характерно для подобных мест. Все чадские достопримечательности (а их ровно три — плато Эннеди, плато Тибести и озёра Унианга — расположены пипец как далеко от столицы Н’Джамены, поэтому надо решать вопрос с машинами, и их должно быть как минимум две — ибо пустыня, связи нет по несколько дней, и случись что, без запасного варианта будет сложновато (да что там, будет просто п….ц). Не уверен, что попытки самостоятельно договариваться насчёт джипов — более дешёвый и надёжный вариант, так что наличие чадской турфирмы в данном случае скорее необходимость. Традиционно в южной Сахаре, там, где сходятся границы средиземноморских Алжира, Ливии и лежащих южнее Нигера, Мали, Чада и проч., неспокойно — места там глухие, экстремистски настроенные туареги всей Сахары мечтают создать где-то тут своё государство, в Ливии идёт гражданская война — поэтому поездки туда либо требуют серьёзной вооружённой охраны, либо их тупо запрещают. Впрочем, плато Тибести в нашем случае выпало из программы не столько из-за неспокойной обстановки, а потому, что включение его в программу требовало дополнительной недели, что было бы уже чересчур.
Половина участников решила расширить рамки геопроктологии, и организовала себе перед Чадом еще и заезд в Нигерию на 5 дней. Интересно, конечно, но в таком варианте получалось, что я после возвращения из новогоднего Омана пробуду дома чуть больше недели и опять свалю на три. Решил, что это перебор, и ограничился Чадом.
По Африке многие перелёты осуществляются в режиме «маршрутки», когда самолёт летит не туда-обратно, а по кругу, цепляя по дороге несколько точек, купленные билеты от турков были именно по такому принципу — туда лететь пришлось с залётом в Киншасу, столицу ДР Конго, с технической посадкой, и только потом в Н’Джамену, за счёт чего маршрут удлинялся на 7,5 часов, причём обнаружил я это уже после покупки. Обратно получалось без лишних крюков. Зато изрядно дешевле относительно других, и стыковки, и время вылета удобное.
За неделю до начала тура shit happened — ломаю ногу, такого форс-мажора у меня ещё не было. Хождения по врачам, всякие МРТ и рентгены, выпытывание насчёт перспектив… В общем, сказали, что можно, в гипсе, но о-очень осторожно — перелом такой, что ковылять вроде как получается, но про резвость зайчика и лазанье по камням в поисках, например, удобной точки съёмки можно забыть. Скрипя булками, раздумывал до последнего, но решил всё же ехать.
За пару дней до вылета от нигерийской части группы стали приходить панические сообщения – «спасите-помогите, голодаем, мы все умрём!!!». Не, шучу, конечно, но нам настоятельно советовали захватить с собой как можно больше всяких консервов, чтобы потом не было мучительно больно голодными чадскими вечерами. Благо что турки включили в цену билета два чемодана по 23 кг, так что один из них вполне можно было набить припасами. Я Дмитрия (который и являлся, видимо, с одобрения остальных автором сообщений), немножко обломил, сообщив о том, что мне себя-то проблематично доставить в Чад, не то что два чемодана, и посоветовал побольше напрягать Влада, ибо тот здоров как лось, на что получил ответ, что да, напрягли уже всех)).
23 января рано утром сын отвёз на питерский сапсан, дотащил мне сумку, и я стартовал в некотором смысле в неизвестность. В Москве поезд прибыл не на первый путь, вариант с волочением 20 кг по лестницам вверх-вниз не катил никак — я и сам с трудом по ним ходил, поэтому первый раз в жизни за 300 рублей взял носильщика. 5 минут — и я уже гружусь в такси — хорошо, что суббота, пробок нет, и я, пожалуй, успею поесть в бизнес-зале.
Так и вышло — насытившись, не торопясь дошёл до назначенного гейта, где и встретился с двумя из попутчиков по этой поездке, летящих тем же рейсом.
Самолёт опоздал на час, и из комфортных двух с половиной часов стыковки в Стамбуле остались пусть некритичные, но уже слегка поддавливающие полтора до вылета, за которые надо было миновать секьюрити чек для трансферных пассажиров, купить вискаря и доковылять до довольно удалённого терминала А. Ничего, справился. При посадке второпях сунул не тот паспорт, в котором была виза, засуетился, выискивая второй, который уже успел убрать в рюкзак и в результате позорно оставил пакет с только что купленной Scapa перед стойкой, спохватился уже в самолёте. Слава богу, дали выйти в сопровождении стюарда, забрал сиротливо стоящий пакетик, а то бы совсем обидно было.
Хорошо, что при регистрации выбил себе место с увеличенным пространством для ног, плохо, что на соседнем устроилась негритянка с примерно двухгодовалым малышом, который непрерывно брыкался и задолбал меня уже через пятнадцать минут. Слава богу, что в самолёте хватало свободных мест, и соседка со своим спиногрызом примерно через час решила, что лучше сидеть на двух креслах, чем на одном между двумя мрачными дядьками, источающими лучи поноса, пусть и более просторном. Стало прям хорошо. Однако 11 часов — это много даже для человека, который может распоряжаться своими ногами как хочет, я же к концу полёта извёлся просто весь, и был счастлив, когда нас высадили в аэропорту Н’Джамены.
ПЦР тест никого в аэропорту не заинтересовал, зато пришлось делать бесплатный экспресс-тест, после этого паспортный контроль, а затем для прибывших в Чад в первый раз в паспорт шлёпали ещё один специальный штамп, который надо было гасить явкой в полицию на следующий день. Про это мы знали, но головняк был не наш — решение этого вопроса брал на себя Хамид.
На выходе багаж пропустили через сканер, но сверхнормативный алкоголь никого не возбудил, и мы примерно через полтора часа после прилёта вывалились в не очень-то и жаркую чадскую ночь. Хамида не было…сука, какого хрена? Пробежались кругом, зашли снова в здание аэропорта, как будто он там где-то прятался от нас — нету. Вопрос стали решать параллельно — я купил у местных жучков симку за 3,5 € (всё равно собирался, 4Гб интернета), и стал звонить и писать Хамиту в чат злобные сообщения, а Василий с кем-то из девушек с помощью местного полицейского дозвонились-таки до нашего неконкретного принимающего, и, видимо, раньше, чем я, поскольку на мои вызовы Хамид уже не отвечал. Приехал, гад, через полчаса, в качестве дешёвой отмазки озвучил, что якобы перепутал дату прилёта. Ага, конечно…в общем, в Африку мы прилетели, или что? Доехали до гостиницы, пока заселялись, стрелки на часах показывали уже почти 6 утра — оппа, а завтрак-то с 6! Ну и наелись заодно — вкусно, разнообразно, претензий нет. После этого разбрелись по номерам, договорившись встретиться внизу в 14 — нам хотелось поспать, а Хамиду надо было ещё встретить Влада и Сергея, прилетающих около полудня.
Проснулся я где-то в 11, с наслаждением размотал изрядно разболтавшийся лангет, сходил в душ и снова накрепко примотал гипс к ноге. Глубокий фиолетовый цвет местами стал трансформироваться в жёлтый и распространился сантиметров на 15 выше и ниже колена. Как ни странно, все вчерашние издевательства на состоянии почти никак не отразились, и нога, можно сказать, чувствовала себя весьма неплохо. В 14 сполз вниз, поприветствовали вновь прибывших и тут как раз подоспели новости о том, что остальных наших не посадили в Нигерии на самолёт из-за отсутствия ПЦР-теста (который для Каира, куда они вылетали, был не нужен). Типичная тупизна для Африки. Вот это поворот, вечер переставал быть томным! Пожелали им удачи в разруливании этой непростой ситуации – я, честно говоря, не понимал, что можно тут сделать. Затем поехали на рынок менять деньги — если у жучков в аэропорту курс был 665 fcfa (в просторечии – сэфа) за евро, в отеле меняли по 655, то на рынке обмен состоялся по 680. Неплохо! Далее тут же купили всякой мелочёвки, забытой второпях, потом заехали в почти родную по Камеруну сетку магазинов bonjour при заправке Total, где затарились пивом и вином, потом вернулись в отель, договорившись встретиться у бара возле бассейна в 7 вечера.
Немножко Н’Джамены из окна машины.
Совет — если будете оплачивать что-то подобное нашему туру в Африке — не ведитесь на сладкие посулы Сбербанка перечислить деньги без комиссии на счёт в иностранном банке, это лотерея, причём с очень хреновыми шансами. У нас из девяти переводов дошло только два, при этом все отправляли деньги на одни и те же реквизиты. Перевод идёт через восемь или девять банков, это видно в приложении, и на каком-то этапе деньги тупо зависают. Примерно через месяц остатки денег вернулись назад, с удержанной «за труды» комиссией от 10 до 30%. Размер комиссии тоже рандомный. Лучше уж сразу WU, с их конским курсом и платой за перевод, всё равно в итоге дешевле.
Вечером пришли известия, что «нигерийцы» сделали ПЦРы, и нашли удобный, прямой рейс в Н’Джамену, правда, из Абуджи, куда им срочно пришлось переезжать из Лагоса, в котором они находились. Но это уже мелочи.
Вечерние посиделки у бассейна сильно затянулись, одолели по бутылочке-другой пивка, оценили местных девушек с низкой социальной ответственностью, бросающих выжидательные томные взгляды в сторону туристов, и расползлись по номерам.
В 7:30 надо было сдать паспорта Хамиду, дабы он поставил штампик, удостоверяющий нашу благонадёжность, в местном иммигрейшн, тут же позавтракали, а выезд был определён в 9, к назначенному времени все сползлись на ресепшн, и минут через 20 выехали из отеля. Минут 40 продвигались к выезду из Н’Джамены, где ещё с полчаса ждали Хамида с паспортами.
С нигерийскими попаданцами решили так — мы выезжаем сейчас и завтра к вечеру должны быть в Абеше, а они, прилетев вечером, каким-то образом догоняют нас на рейсовом автобусе. Как может автобус сделать нас на сутки на отрезке в 750 км, пока не понимал никто из присутствующих.
Дорога поначалу была вполне приличной двухполоской, потом всё чаще и чаще стали появляться ямы. На одном из таких участков нас как раз обогнал такой автобус, и всё стало на свои места: этот монстр чадских дорог просто херачил 90-100 км/час, абсолютно не обращая внимания на ямы, ухабы и прочие дорожные препятствия, как будто вместо обычной подвески у него под днищем располагались танковые торсионы. Зрелище завораживающее и даже немного пугающее — в случае чего такая махина даже затормозить быстро не сможет…
Ну а мы, прочихпыхав со скоростью ~80км/час до 14, остановились в придорожной растительности на обед. Забыл написать — в нашей колонне 5 крузаков, в одном ехал персонал, четыре других предназначались для нас, а в связи с тем, что пятеро участников пока отсутствовали, то ехали мы сейчас весьма вольготно.
Для обеда были расстелены циновки в тени традиционно колючего дерева, наш шеф-повар Сабин нарезала салат из овощей с сардинами, на десерт — арбуз, ну и чаёк/кофеёк.
Пока еду с комфортом.
Всё заняло примерно полтора часа, продолжили путь. На большой развилке в Н’Гаура свернули на южную дорогу, по карте более длинную, но, видимо, получше качеством. В 17:30, проехав примерно 290 км от столицы, свернули в поле и стали готовиться к ночёвке. Мне всё не давал покоя вопрос — зачем среди прочих необходимых и понятных вещей с нами путешествуют грабли, и вот теперь я увидел, для чего они нужны — оказывается, девайс нужен для сгребания дерьма всякой скотины, которого здесь в любом произвольном месте с избытком, с площадки для стоянки. Всем выдали одноместные палатки, расставились, и в ожидании ужина расселись за столом, извлекши купленный в бонжуре пятилитровый пакет с французским мерло. Климат, как и ожидалось, оказался резко континентальным — если днём было 31, то сегодня температура опустилась до 14, а дальше должно было стать только холоднее, а в районе озёр , по слухам, могло доходить ночью и до 4-5 градусов.
Первый закат. Кстати, и ситуация с дерьмом тоже наглядна, хотя и бывает ещё хуже.
Например, так:
Долго не засиделись, и в районе половины десятого разошлись спать — надо было привыкать к новому, лично для меня сильно непривычному графику: подъём назначили на 5:30.
КОММЕНТАРИЕВ - 0