1. Вступление. Первый день - пешие экскурсии по Баку.
- Достопримечательности
1. Вступление. Первый день — пешие экскурсии по Баку.
В эту зиму нужно было обязательно семейно покататься на лыжах, поскольку в 2022-м я в самом начале сезона сломал колено правой ноги, а в 2023 мой подвиг повторила жена (только с той разницей, что это было не колено), поэтому суммарный накат за 2 года составил 3 дня на двоих за два года (и то – все 3 дня мои, в Узбекистане). Учитывая, что на февраль уже были совсем не горнолыжные планы, стоило озаботиться чем-то на НГ. Опять же — цены на НГ на популярные направления зашкаливают, поэтому в приоритете были не слишком затоптанные направления (точно не Европа). Поэтому итоговый выбор был, э-ээ, немного нестандартным — едем в Азербайджан! Тем более что как раз нашлись относительно недорогие билеты Azala — всего-то 22 тыр прямо на праздники. При ближайшем рассмотрении, правда, выяснилось, что на самом дешёвом тарифе провоз снаряги не бесплатен, поэтому пришлось раскошелиться на обычный эконом — на 6 тыр с лица дороже. Причём такая цена предлагалась для вылета из Казани, из столицы то же самое стоило на червонец дороже. Ну и ладно — подумал я, расширим горизонты, тем более что ехать что туда, что сюда примерно 450 км, а 20 тыр экономии явно перевешивали чашу весов.
Теперь немного о пункте назначения — совсем не последнюю роль сыграло то, что в Азербайджане мы ещё не были. Насчёт катухи я иллюзий не испытывал — в стране имелось два курорта соответствующей направленности (Шахдаг и Туфандаг), по альпийским меркам никакущие, но, как говорится, хоть шерсти клок поиметь… На их сайтах сезон оптимистично заявлялся с середины декабря по конец марта, я в эти россказни не особо верил, но оптимизма добавляло то, что системы искусственного оснежения охватывали чуть ли не 80% трасс, поэтому решил, что пусть будет без фрирайда (хотя а вдруг повезёт), но как-нибудь катнем.
Начиная с 20-х чисел декабря начал прилежно мониторить веб-камеры курортов, увиденное повергало в глубокий пессимизм — абсолютно лысые склоны и температура по прогнозу в районе 10 градусов тепла. За пару дней до Нового года я уж было совсем решил оставить снарягу дома, но 30 декабря отписалась форумчанка с авто.ру, поехавшая волею судеб туда же, сообщила, что ажно 3 трассы открыты, и прислала видосик, где на коричневых склонах виднелись узкие белые полосы, неимоверными усилиями напылённые пушками по ночам. Ну, это уже целых три трассы! — воскликнул я, и приготовил лыжи)).
Новый год был трезвым — я ж не дурак ехать в Татарстан 1 января с потенциальным остаточным, зато съездили на НГ своим ходом к сыну в гости, пообщались с внучкой)).
Выехали в 8:35, накануне почти весь день шёл снег, да и утром периодически подсыпало, температура упала до минус 15, дорожники явно не торопились на работу после праздника, поэтому дорога местами была волнительной, особенно при обгонах по нечищенному. Слава богу, что тяжёлый Туарег, помогая всеми системами, уверенно резал неглубокую целину и перемёты. Заодно представился хороший случай опробовать недавно открытую М12, заехать на которую мы спланировали около Сергача. Через Арзамас получалось нерационально — и дороже, и длиннее по расстоянию, при том, что навигатор выдавал примерно одно и то же время в пути. М12 капец как пустынна, даже со скидкой на 1 января — бывало, что минут по 10-15 ехали без единой попутной машины, навстречу же попадались машины…ну, может, раз в пару минут. Забегая вперёд, скажу, что попытка оплатить проезд сразу, по приезду в Казань, провалилась — видимо, данные ещё не подгрузились в систему, а из Баку меня послали нафиг, написав на сайте avtodor-tr.ru, что сервис недоступен в регионе. Пришлось просить сына, цена вопроса 1424 рубля.
Аэропорт в Казани немного больше нашего, но бизнес-зал капец какой бедный, тут мы впереди. Машину оставил на парковке подешевле (Народная), цена вопроса 300 рублей в день, если оставляешь на неделю. Трансфер в наличии, все дела. На улице тем временем совсем похолодало, столбик термометра упал до минус 20, так что я даже успел подмерзнуть, выбираясь из дальнего угла почти заполненной парковки.
На паспортном контроле впервые подвергся допросу с таким пристрастием, интересовало всё, вплоть до того, какой именно у меня бизнес.
Азал — няшки, даже на трехчасовом перелёте кормят и наливают, впрочем, я не злоупотреблял — предстояло садиться за руль, а азербайджанские менты, по слухам, отличались повышенной зловредностью.
Кстати, о прокате — поначалу я прошёлся по грандам, но там все поголовно хотели кредитку, а моя единственная работающая за границей карта пробивалась по сервисам как дебетовка, пришлось искать обходные пути. Коллеги по увлечению скинули ссылку на некий местечковый прокат, оставил заявку у них на сайте и через некоторое время получил в вацап сообщение, типа — когда прилетаете, что хотите взять? Я честно написал — хочу кроссовер с 1 по 8 января, недорогой. ОК — ответствовали мне, сезон высокий, будет стоить 85 манатов. Я выразил согласие (курс маната 1,67=1USD, или, для простоты — примерно 55 рублей). Хорошо, ответили мне, договорились, только пришлите скан ваших билетов, паспорта и ВУ. Выслал всё требуемое и устроился ожидать, когда же мне пришлют условия, ну типа — как и где забирать, пробег в день, депозит, размер франшизы, и всё такое… Не дождался. Написал — типа, ээ, хотелось бы конкретики, на что чувак с максимальным недоумением ответил — ты чё, мы же вроде всё обсудили? В общем, так я из него ничего и не выжал, и почти до НГ пребывал на измене, просчитывая варианты в случае облома, но 29 декабря он меня порадовал, по собственной инициативе написав, что по прилёту меня встретит его сотрудник.
Так и вышло — ожидая багаж, подключились к бесплатному аэропортовскому вайфаю, и тут же прошёл звонок по вацапу — нас уже ждали. Восток — дело тонкое, да.
Тут же нас завезли на прикормленную точку, где втюхали симку с огромным количеством интернета и возможностью оплачивать парковки в городе — в Баку это реализовано через смс, в котором указываешь номер машины и парковочной зоны, а деньги списываются с баланса сим-карты. И, кстати, здесь есть такая же тема, как в Узбекистане, с регистрацией IMEI телефона, после 30 дней (или в следующий приезд) без регистрации соответствующий слот телефона будет заблокирован. Зря развелись (в смысле – не то, чтобы порушили семейный очаг, а поддались на уговоры) — по факту не пригодилось от слова совсем, хотя изначально всё виделось по-другому. Как бы то ни было, плеснув бензинчика, отправились в свои апарты, к слову, расположенные в самом центре. Это, безусловно, плюс, но вот с парковками и трафиком там полная задница. Еле выгрузились, дерзко встав под знаком остановка запрещена, а на ночь поставили тачку на платный паркинг в паре кварталов — других вариантов особо не просматривалось. Впрочем, ценник гуманный — всего 6 манатов за сутки.
Апарты великолепны — полностью оснащены, великолепный вид с балкона 9 этажа. Расположились, немного выпили на сон грядущий и завалились спать — и день был напряжённый, и планов на завтра тоже было прилично.
С утра вылез на балкон и обозрел открывающиеся виды. Хорошо! Только погода пока смотрелась не очень, но прогноз обещал улучшение к полудню.
В правом нижнем углу кадра — парковка, на которой оставляли машину.
Позавтракали. И отправились на пешеходную прогулку по историческому центру. Машину намечалось взять ближе к вечеру, чтобы посмотреть хотя и городские, но достаточно удалённые от нас места. До старого города идти совсем недолго, пока дошли до ворот, посмотрели несколько МАФов – медные (или латунные?) девушки, фонтанов (площадь Фонтанов же – по-любому их там несколько должно быть), там же обнаружились и мини-идолы с острова Пасхи, и стадо бегемотиков, окруживших фонтан, и, наверное, в сезон радостно извергающих в чашу струи.
Миновали музей Низами Гянджеви со сквером напротив и соответствующей скульптурой в нём, и вышли к стенам старой крепости Баку с парными Шемахинскими воротами в ней.
Здесь изобилие разнообразных зазывал, все суют в руки буклеты, заманивая всяческими экскурсиями, но заметно скисают, услыхав, что мы на своих колёсах. Тем не менее пару буклетов мы берём – пусть будут, мало ли.
Почти сразу пошли достопримечательности советского периода – на улочке Сабер снималась сцена из Брильянтовой руки, та, где «Руссо туристо! Облико морале!», правда, я сходу не сумел точно опознать парадное, где происходило действо. Видимо, надо было накануне пересмотреть шедевр.
Следующим объектом на нашем маршруте была Девичья башня – пожалуй, один из самых известных исторических сайтов Баку. С ней связано капец как много непонятных фактов, начиная с её конструкции, и заканчивая всевозможными легендами. Первый этап постройки уходит корнями куда-то в доисламские времена (напомню, что пророк Мухаммед родился в 570 году н.э.), по преданиям, у подножия башни был казнён один из апостолов Христа, святой Варфоломей – тогдашним жителям Баку не зашло проповедуемое им христианство, вот и порешили бедолагу. Достроили башню где-то в XI – XII веках – именно к этому периоду относится надпись на внешней стене сооружения. Назначение башни тоже непонятно – несмотря на просто адский запас прочности (толщина стен у земли – 5 метров, наверху – 4), оборонительным целям в силу своей конструкции башня служить не могла. Нет аналогов и у кладки верхней части – чередование рядов с утопленной кладкой и выступающими рядами кирпичей не встречается нигде. Основная версия – религиозный храм, возможно – башня зороастрийцев.
В общем, мы со свойственной туристам легкомысленностью ломать головы не стали, а просто сфотографировали её со стороны города, как и руины то ли бань, то ли рынка, то ли и того, и другого сразу, примыкающие к башне с севера.
Дальше узкими улочками старого города отправились дальше. Прошли мимо старинных бань Кадим хамам (по версии гугла – Касум бек), мы примерно в таких в Тбилиси хорошо попарились, и оказались на улице Кичик-Гала. О, это знаковое место – именно тут, на узкой улочке, с одной стороны подпёртой крепостной стеной, а с другой — старыми домами, снималась знаменитая сцена из Брильянтовой руки – та, что «Чьёрт побери». Я не удержался и изобразил незадачливого Горбункова, поскользнувшегося на банановой кожуре, в момент падения.
После через калитку в крепостной стене покинули старый город (так было логистически правильно, позже мы ещё в него вернёмся), и мы вышли к симпатичному (но неработающему) фонтану, а затем – и на набережную.
Набережная зачётная, гулять и гулять, тянется далеко, но у нас и не было цели пройти её всю пешком, поэтому сворачиваем вправо, по направлению к Азербайджанскому национальному музею ковра. Здание примечательное – выстроено в виде как раз свёрнутого ковра. По дороге обращаем внимание на маленькую Венецию – ресторан и отчасти развлекательный комплекс – помимо утоления голода, здесь можно покататься на лодочках с электроприводом по обустроенным каналам вокруг заведения.
Маленькая Венеция.
Дойдя до ТЦ, напоминающего распустившийся цветок лотоса, сворачиваем в сторону фуникулёра, на котором можно подняться к Пламенным башням – тем небоскрёбам, которые сейчас являются самым узнаваемым символом Баку, их видно с подавляющего большинства точек города. Вопрос, который у некоторых возникает – типа, с фига ли языки пламени, когда цвет у них голубоватый, снимается на раз с наступление темноты, когда включается подсветка.
С фуникулёром нам везёт – оказывается, есть перерыв с 13 до 14, мы подходим в 12:40 и удачно уезжаем буквально через пару минут, подъём стоит 1 манат. Наверху – ухоженный Нагорный парк с великолепной смотровой площадкой, как на набережную, так и на небоскрёбы.
Провели тут минут пять, больше делать нечего, и для того, чтобы попасть в верхнюю, ещё не осмотренную часть старого города, пошли по улице у подножия небоскрёбов, постепенно спускаясь с довольно высокой точки, где они расположены. Баку продолжал радовать глаз – как и отсутствием в центре всяких уродливых хрущёвок, так и несколько неуловимым, но тем не менее ясно ощущающимся общим стилем. Нам обоим пока всё весьма нравится.
По дороге миновали группу МАФов, только подумал, что их тут как-то слишком до фига, как сообразил, что в соседнем подъезде – профильный магазин, и хозяин, недолго думая, заставил весь тротуар образцами своего товара.
Пройдя ещё немного, оказываемся у безымянных ворот с западной стороны крепостной стены, и пройдя сквозь них, оказываемся всё на той же улице Кичик Гала (ну та, где «Чьорт побери»), только повыше. Тут оживлённо – народа по сравнению с утром явно прибавилось, шныряют жёстко затюнингованные ГАЗ-67 с экскурсантами. Все проникнувшие здесь за ворота сразу же оказываются всем телом лицом к лицу с огромной головой. Это азербайджанский поэт, Алиага Вахид, скульптура раньше стояла около филармонии, но через некоторое время кто-то решил, что здесь ей будет лучше.
Пройдя немного вверх вдоль стены, решили осесть в ближайшей кафешке, с виду весьма приличной и заполненной народом: следующим на очереди у нас был дворец Ширваншахов, и осматривать его на голодный желудок было бы несколько недальновидно. Расположились прямо на улице, на солнышке, а в случае чего можно было укутаться в заботливо расстеленные на креслах пледы. Я заказал суп кюфта-бозбаш (гороховый наваристый суп с огромной тефтелиной из баранины), жена – долму. Официант настоял на хлебе – мол, с такого супа без хлеба кишки слипнутся, подумав, я не стал спорить, тем более что было чем заняться, пока всё несут: благополучно общипали треть лаваша. Тут же на горизонте нарисовался чрезвычайно наглый котёнок, усевшийся у стола и немедленно начавший требовательно и немузыкально орать на всю округу, как будто именно у нас было всё самое вкусное. Сначала откупался от него кусочками лаваша, позже, когда принесли суп, предварительно макал их туда. Котёнок, видимо, действительно был голоден, так как съел довольно много. В качестве десерта выступило черешневое варенье в немаленькой такой розетке, съеденное под чёрный чай.
Насытившись, переместились буквально на 100 метров в сторону, ко входу во дворец Ширваншахов. Билетики по 18 манатов, не символический ценник, за дополнительную денежку доступен как живой, так и аудиогид. Что касается самого комплекса, то он состоит из нескольких зданий в разных уровнях, строившихся на протяжении длительного времени и имеющих разное назначение: сам дворец, усыпальницы, мечеть и т.д. Впечатление – неплохо, но ни разу не вау. Из запомнившегося – огнетушитель в абсолютно пустом, построенном исключительно из камня куполе старой мечети. А также явно указанный на схеме во дворе проход на нижний уровень дворца, который мы так и не смогли отыскать в реале, хотя я трижды всё оббежал по кругу, а искомые помещения вроде как виднелись кое-где через отверстия в полу дворца.
Закончив с наследием правителей Ширвана, проложил маршрут через ещё не виденную часть Ичери-Шехера (Старого города). Каких-то значимых достопримечательностей не планировалось – так, погулять, посмотреть. Забрели в «закоулок котиков» (версия органик.мапс), котик там обнаружился только один. Гораздо более котно оказалось на пересечении двух узких проходов в десятке метров – пара котов шумно выясняла отношения, ещё один наблюдал за этим немного издали. Может, специально отошли от сакрального места? Типа, пойдём выйдем из нашего закоулка? Не знаю…
Ещё примерно 500 метров блужданий среди старых стен, и мы снова оказываемся у тех же ворот, через которые попали утром за крепостную стену. В этой части города несколько улиц – пешеходные, и мы решаем прогуляться вместе с праздничными толпами народа, которого ближе к вечеру существенно прибавилось.
Доходим до набережной – проспекта Нефтяников, фотографируем Девичью башню с другого ракурса (так гораздо симпатичнее), и немного другой дорогой идём в сторону стоянки, по плану сейчас надо взять машину и отправиться на некоторые дальние локации в городе.
Чем ближе мы подходим к парковке, тем больше мой пессимизм – узкая улочка, на которой она находится, стоит в глухой пробке. Стоит так плотно, что пока мы преодолеваем 200 м, оставшиеся до паркинга, пробка сдвигается дай бог на пару машин. На окружающих улочках та же картина. М-да…если взять машину сейчас, то выезжать мы будем минут 40, не меньше, и примерно столько же потеряем при возвращении, поскольку ребята со стоянки сориентировали, что вот это вот всё начнёт рассасываться часам к 9, а то и позже, а мы ни разу не планировали столько времени кататься. После пяти минут сомнений и обсуждений решаем – ну его нафиг! Перенесём всю сегодняшнюю программу в дополнение к завтрашней.
Осталось сходить в магазин, по дороге лишний раз убедиться в правильности принятого решения, и спокойно провести вечер в наших уютных апартах.
КОММЕНТАРИЕВ - 5