Самара

Три сентябрьских дня в Самаре и окрестностях.

0
  • Достопримечательности
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Три сентябрьских дня в Самаре и окрестностях.

В начале сентября в силу разных обстоятельств, причудливо сошедшихся в одной точке, я вдруг оказался на выходные один, да ещё и без машины. Если ничего не предпринять, то вырисовывалась не очень оптимистичная перспектива на уикэнд: читать/смотреть кино, параллельно подбухивая и покуривая. Так-то неплохо, но уж как-то слишком тупо, поэтому я залез на сайт родного аэропорта с целью найти какое-нибудь не особо интересное направление (чтоб жена не возмущалась) с нормальной логистикой и недорогими билетами. Самара показалась тем, что нужно, там я не был уже лет 25, и, недолго думая, стал обладателем билетов туда (в субботу 07.09) и обратно (в понедельник, 09.09), примерно за 8 тыр с хвостиком. Конфету эту я отхватил в исполнении Ред Вингз, что внушало определённые опасения, но в силу того, что из Нижнего в Самару напрямую летают только они, других вариантов всё равно не было.

Долетел, как ни странно, без приключений, и вовремя, время в Самаре на час опережает московское, так что в 10 утра я подходил к стойке проката авто. Поначалу я собирался обойтись без тачки, но, почитав о самом отвратительном в стране транспортном сообщении между самарским аэропортом и городом (и что характерно — все авторы в данном случае единодушны), и прикинув объёмы перемещений в городе, а также приметив пару объектов вне городской черты, решил — тачке быть!

Машину брал в знакомом по Калининграду РентМоторсе, дали Солярис за 10500 за три дня, из которых 1500 — аэропортовский сбор.

До заселения ещё куча времени, а по дороге есть пара отмеченных на карте мест, поэтому для начала заруливаю к Сокским штольням. Добираться легко — от парковки у дороги буквально 100м чуть-чуть в гору. Я неподготовлен — залезаю в узкий вход без фонарика, в мокасинах и футболке, рассчитывая посмотреть самое начало и этим ограничиться. Внутри довольно просторные коридоры, прорубленные квадратно-гнездовым способом, в целом — запущенный аналог пешеланских штолен, только стены не белые, вокруг кромешная тьма, да местами громоздятся ссыпавшиеся с потолка глыбы.

Совершив небольшой кружок по подземелью, возвращаюсь к камню с тетрадкой, в которую должен записаться каждый входящий (и выписаться по возвращению), и тут мне конкретно пропёрло — в пещеру, возбуждено галдя, просачивается толпа шестиклассников в сопровождении десятка родителей и двух гидов-спелеологов. Все в касках и с фонариками. Улучив момент, подхожу к ведущему, и озвучиваю ему своё жаркое желание тихонечко прилипнуть к ведомому им коллективу, обещая не отсвечивать. Оглядев меня и скептически хмыкнув, гид тем не менее не отказал, и я пристроился позади процессии, как раз с замыкающей девушкой, удачно получив возможность слушать её объяснения.

Вид изнутри на вход…

…и от входа вглубь.

В общем, добывать камень здесь начали в 30-х, силами заключённых на тяжёлых работах (дробление, погрузка в вагонетки, первоначальная буксировка) и вольнонаёмных — взрывники, маркшейдеры, машинисты на дизелях, и т.д. Все работы велись обычным для подобных предприятий способом — взрывали породу таким образом, что в плане штольни представляют собой решётку с довольно толстыми прутьями; оставленная порода играет роль опор, держащих свод. На месте камень дробился пневмоинструментом на куски, которые можно было ворочать руками, и грузился в вагонетки, стоящие на рельсах, проложенных в каждый тупик. В центральной штольне к небольшому дизелю цепляли порядка тридцати вагонеток, и он тащил их наружу. Впрочем, на первоначальном этапе вагонетки таскали лошади. Примерно в середине 60-х в виду очевидной бОльшей эффективности камень начали добывать открытым способом, и до сих пор делают это с другой стороны горы, а подземные выработки забросили. В штольне местами даже стоят остатки крепи, поставленной как классическим, так и костровым способом, правда, гораздо больше брёвен валяется на и так не слишком ровном полу выработки, местами образуя настоящие завалы. В местах, где с потолка капает вода (а это отнюдь не редкость), брёвна становятся скользкими и сильно грязными, что ещё более затрудняет перемещение.

Костровая крепь.

Цель вылазки — отвести школьников до лагеря москвичей-спелеологов, куда они (спелеологи) несколько лет подряд приезжали с целью не прерывать тренировочный процесс в холодное время года. Вообще москвичи оказались людьми креативными, и понаделали, помимо обустройства своего лагеря, кучу всякой херни, например, подвесной мостик с крокодилом под ним, какие-то домики из старой крепи, навешали паутины по углам… Есть в штольнях и более серьёзные исторические артефакты — остатки рельсов и дизелька, вагонетка, зачем-то подвешенная к потолку, да и на ту же оригинальную крепь интересно посмотреть. Есть и остатки смотровой ямы, где ремонтировали дизель.

В общей сложности весь поход туда-обратно занял полтора часа, судя по пару изо рта и общим ощущениям, в штольне градусов 12-13, впрочем, я особо не замёрз, но вот обувь перемазал изрядно. Кстати, местами очень скользко, и пару раз кто-то смачно плюхался на пол.

Смотровая яма.

Вообще протяжённость подземных ходов в этой системе выработок (а есть и другие) составляет 26 км, и в случае какого-нибудь форс-мажора со светом, случившегося в дальней части ходов, тут можно нормально так застрять, бывали случаи, особенно раньше, когда количество любопытных было на порядок меньше.

Возвращение к яркому свету и нетипичной для сентября жаре (сегодня, и все ближайшие дни в Самаре – плюс 27-28) прошло с оптимизмом, до 14 часов, начиная с которых можно было заселяться в снятую студию, оставалось некоторое количество времени, и я неторопливо вернулся в машину. Дёрнулся было проехать посмотреть карьер, где добыча известняка ведётся открытым способом, но быстро уткнулся в шлагбаум и идею оставил.

Ну и ладно, подумал я, выезжая в сторону Самары. Практически сразу по левую сторону от меня мелькает (по крайней мере, на карте) ещё один схожий объект – бывшие склады стратегического резерва продуктов. Насколько я понял – устроены они были в таких же штольнях, но на сегодняшний день даже ещё частично функционируют – под склады. Сюда можно попасть с легальной экскурсией, есть электрическое освещение. А сами штольни отличается значительно большей степенью окультуренности – полы выравнены, потолки и стены укреплены бетоном и кирпичами, в общем, в таком варианте интереса подземелье вызывает у меня значительно меньше, поэтому посещать холодильник я не планирую.

Ещё чуть дальше вижу поворот на горнолыжный комплекс «СОК Красная Глинка». Ну, раз уж оказался прямо рядом – надо заехать и посмотреть, потому как для специальной поездки сюда зимой гора явно не дотягивает, а не специально в период, когда тут можно кататься на лыжах, меня в эти края как-то не заносило. Пустынно, впрочем, я подъехал не к центральному въезду. Судя по видимой мне нижней части горы, спуск неплохой, сбоку подходят два других, попроще. Однако карта показывает, что это и есть самое интересное из здесь имеющегося, поэтому мнение моё остаётся неизменным – специально сюда ехать не стоит, хотя и перепад почти вдвое больше, чем на нижегородских горках.

Удовлетворив горнолыжное любопытство, проезжаю ещё немного вперёд, в сторону Самары, и сворачиваю на самую, пожалуй, известную смотровую площадку в окрестностях – Вертолётку. Раньше тут была реальная площадка для посадки вертолётов, отсюда и название, сейчас же – просто обустроенная видовая точка с прекрасным видом на излучину Волги, остров Зелёненький, и известняковые обрывы Красной Глинки вдалеке.  Место пользуется популярностью – есть пара кафешек, множество всяких скамеечек, качели, словом, народу полно.

Пользуюсь случаем, захожу в одноимённое кафе, где и устраиваюсь на веранде с видом на Волгу – уже пора обедать. Заприметив в меню оджахури, помеченное двумя перчиками и надписью в скобках «очень острое!», я немедленно делаю стойку – я люблю такое. Взяв на всякий дополнительно тарелку картошки, если вдруг кулинары не обманут, чтоб было чем заедать, провёл в ожидании минут 20, почитывая Телеграм. …Принесённое блюдо оказалось разочаровывающе пресным! Нет, там, конечно, было немного специй, но после такого рекламного захода я рассчитывал явно на большее. Съел без особого удовольствия и поехал заселяться. Квартиру я выбрал довольно далеко от центра – во-первых, такой вариант стоил при аналогичном качестве жилья заметно дешевле, во-вторых, я надеялся при этом избежать проблем с парковкой, больше свойственных всё же местам в центре.

Заселился дистанционно, получив по вацапу код от локера, закреплённого перед входной дверью. Всё в целом соответствовало, кроме вида из окна – Волгу не было видно, хоть обосрись. Допускаю, что у хозяйки несколько апартов, и из некоторых таки есть вид, но это надо уточнять при бронировании, если есть такой фетиш.

Чуток доспал то, что потерял за счёт раннего подъёма, и отправился в город – негоже тратить цельный вечер на тупое валяние на диване. Доехал до начала (или конца?) самарской набережной, в общем, того, что у Софийского собора и памятника – ладьи. С парковкой тут нет проблем – можно и у собора, и у ТЦ Ладья.

Собор новодельный, совсем – закончен в 2018 году. Может, это и неплохо – композиция при взгляде от Волги смотрится цельно со скульптурой князя Владимира, который тут не потому что принимал какое-то деятельное участие в становлении Самары, а просто – креститель.

Ну а дальше – пешочком. В сквере – МАФы, некоторые любопытны. Ладья неплохо смотрится снизу, ближе к реке напротив неё установлен фонтан, который можно снять так, что создаётся эффект, словно струи бьют из-под речной глади. Высокий берег в черте Самары гораздо положе Нижегородского, что позволило устроить, особо не парясь недостатком места, широкий променад со сквером, многочисленные кафе вдоль и удобный подъезд в любую точку по Волжскому проспекту и ул. Максима Горького.

Вдоль большей части набережной устроены пляжи, прерываясь примерно на километр в районе ГРЭС и знаменитого пивзавода, где придумали Жигулёвское.

Воднолыжница.

Пока ходил, солнце постепенно садилось, конечно же, снял закат, жалко только, что никакого объекта для композиции на том берегу Волги нет…

Уже в глубоких сумерках дошёл как раз до начала разрыва променада, который начинается у бассейна ЦСКА, и решил, что хватит – во-первых, отмахал уже два с лишним километра, а во-вторых, на улице уже почти стемнело. Напротив, на вершине волжского откоса, возвышается монумент Славы – мужик, держащий на поднятых руках что-то крылатое. В сегодняшних реалиях я бы сказал, что он запускает беспилотник самолётного типа, и был бы близок к истине – у монумента действительно в руках крылья – в дань героическому труду куйбышевских авиастроителей (все ведь помнят, что Самара была Куйбышевом?) в годы Великой Отечественной войны. Впрочем, есть и ещё одно, неофициальное название – Паниковский с гусём. Откос под памятником подсвечен, там фонтаны, слева на горе видна церковь.

Как раз тут же нашлась стоянка самокатов, оседлал один, и покатил в сторону оставленной возле Перекрёстка в ЖК Ладья тачки. В Перекрёстке набрал готовой еды и местного пива, и отправился на квартиру завершать день.

…продолжение следует.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные