Пенза.
- Достопримечательности
- Пляжный отдых
- Путешествия на машине
Часть 1 — Пенза.
Вообще-то план на эти выходные был совсем другим – я собирался прокатиться по тульской и рязанской областям, зацепив даже немного липецкую, без крупных городов. Но за неделю до поездки прогноз, бывший до этого приемлемым, вдруг упорно стал предсказывать проливные дожди на весь уикэнд. И когда за два дня до выезда ничего не изменилось, стало понятно, что планы надо менять. Лазить по запланированным пещерам, купаться в Романцовских карьерах и бродить по полям, любуясь на развалины Троекуровской ГЭС под ливнем не хотелось от слова совсем. Пришлось извлекать из заначки маршрут, который я вовсе не горел желанием задействовать в ближайшее время, поскольку никакого вау от него не ждал, а вот поди ж ты – пришлось. Речь о паре областных центров, которые ну никак нельзя отнести к категории «обязательно посмотреть»; и тот, и другой сроду не входили к золотой фонд популярных туристических мест России. Речь про Пензу и Ульяновск, в первой я никогда не был, хотя и много раз проезжал мимо, а во втором был в студенческие годы, от чего у меня остались смутные воспоминания о гигантском мемориале в честь Ленина. Тут с погодой был полный ништяк, поэтому за день до отъезда наспех понаставил точек, и в четверг в районе 15:30 мы стартовали из Нижнего. Забыл сказать – четверг, потому что жену по случаю дня строителя одарили дополнительным выходным на этот самый день, ну а я всегда мог самостоятельно корректировать свой рабочий график, да и решать срочные вопросы удалённо.
Дорога на протяжении всех 410 км до места ночлега вполне приемлема, если не считать масштабных строительных работ по расширению Р-158 от Инютино до примерно поворота на Лапшиху. Но я как раз в начале этого участка воспользовался единственной представившейся возможностью и обогнал фуру-тихоход, собравшую гигантский хвост за собой, благодаря чему ехал аж до Богоявления в гордом одиночестве.
На объездной Саранска жена сделала вброс – а давай-ка мы заедем в центр и наконец посмотрим на офигенный фонтан «Звезда Мордовии» на площади Тысячелетия, поскольку в прошлый раз, когда мы целенаправленно ездили в Саранск, фонтан уже не работал по случаю окончания сезона. А давай – время позволяет, посмотрим на этого конкурента Лас Вегаса и Дубая. Увы, Саранск конкуренцию не создал – судя по внешнему виду, фонтан не работал уже давно, и без шансов – в чаше вовсю росли сорняки. Сцуко, ну почему так – сделают что-то хорошее, красивое, а через год уже трава не расти (то есть наоборот – расти, родимая, там, где тебе не место) – освоили деньги, отчитались, а что потом – всем наср@ть.
Из Саранска чисто для ознакомления выехали через Рузаевку, 138 км по малозагруженной двухполоске преодолели примерно за 1 час 50, и около половины десятого заселились в отель «Чистые пруды» примерно в 15 км от Пензы. Место я выбрал не случайно – рядышком располагался скульптурный парк Легенда. Парк такого типа – не новость для нас, что-то подобное мы уже видели в Литве (парк Европы), плюс я ещё и в Буркина-Фасо — Лаонго. Суть всё та же – провели в 2008 международный скульптурный симпозиум, и участники, а позже – и прочие ваятели стали презентовать свои творения. Парк, между прочим – крупнейший среди пространств такого рода в России – как пишут на сайте, аж более 3000 творений. Вообще странно – с моей точки зрения это должна быть довольно мощная точка притяжения для туристов со всей России, но ничего про это место я не слышал, пока вплотную не занялся планированием поездки. Но знакомиться с ним мы планировали завтра с утра — сейчас в темноте всё равно ничего не увидишь. Зато успели поесть в ресторане, который закрывался в 23. Посмотрели кино и уснули.
11 августа. С утра, вкусив отельный завтрак (на четвёрочку с небольшим минусом), отправились обозревать творчество разнокалиберных ваятелей. Идти там не особо далеко, с полкилометра, но в такую жару всяко лучше доехать на машине. Вход оценивается в 200 рублей с лица, а в несезон вроде как пускают бесплатно, так что любителям поэкономить есть смысл взять на заметку направление для позднеосенней вылазки. Впрочем, есть ещё вариант – тут имеется своя гостиница, Арт-Пенза, для гостей которой осмотр, само собой, бесплатен. Мне при выборе больше понравились почему-то Чистые пруды, но территория, пожалуй, лучше у конкурентов, как и пляж, и бассейн под открытым небом, а номера сравнить по понятным причинам случай не представился.
Ладно, вернёмся к парку. Интернет пишет, что представлены работы авторов аж из 64 стран, число скульптур приближается к 300, а ещё есть картины, подозреваю, что они выставлены в зале в гостинице, и в павильонах на территории. Думаю, что нам и крупных форм за глаза. Кроме того, в дальней части устроен сад камней.
Желающие могут посетить сайт и составить более полное впечатление о парке «Легенда» (это официальное название): http://www.mesto-sily58.ru/
Как и в прочих подобных локациях, творения можно поделить на те, где прослеживается связь между формой и названием шедевра, и те, где фантазия скульптора улетела в неконтролируемый полёт, а ты стоишь, рассматривая ЭТО и морщишь репу, пытаясь выстроить цепочку ассоциаций, которая могла привести к подобным словесным экзерсисам. Давайте пройдёмся и заценим:
Комар. ОК, базара нет.
Дон Кихот и Санча Панса — безусловно.
Кузнечик и жирафы на горизонте — всё так.
Допустим…
Продолжим усложнять:
Тут ещё просматривается логика: это Сизиф.
А это — Икар.
Переходим к задачкам потруднее:
Регби? WTF???
Знакомьтесь — Футболисты!
В отдельную категорию попали композиции, названия у которых куда-то делись, либо я их просто забыл сфотать. Отправляем фантазию в полёт!
А вот этих я бы назвал — Недоверие.
Что-то африканское. Таблички точно не было.
О, вот это одно из лучших. Нет, не Порнозаяц. Знакомьтесь — Герольд Мечты из Тайваня.
Претендент на роль самого загадочного образца:
Кажется, что ничего нет, да? Но это ж Хамелеон, а они, как известно, маскироваться хорошо умеют… Непонятно, в общем. То ли очень хорошая работа, то ли экспонат просто спёрли.
Минут за 50, проведённые в скульптурном уголке, изрядно прожарились — солнце уже с утра палило нещадно, поэтому, вернувшись, сразу же отправились купаться, благо что расчётный час здесь в 12.
Для сравнения: сначала пляж при Арт-Пензе:
и при наших Чистых Прудах:
Прудик порадовал относительно чистой прохладной водичкой – видимо, со дна бьют ключи, потому что во время заплыва иногда ощущалась смена температуры воды. Однако со слов администратора, если жаркая погода продлится с недельку (а до этого было прохладно), то вода с большой вероятностью зацветёт, и тогда водные процедуры уже не принесут большого удовольствия. После купания сходили в душ, покидали наше невеликое количество вещей в чемоданчик, и отправились в Пензу.
Доехали быстро (близко же, чего там!). Первые впечатления от города – прямо-таки как будто специальное чередование новых домов и старых развалюх рядышком, точечная застройка во всей красе. В дальнейшем это впечатление останется неизменным.
Как ни странно, первым дело мы отправились…ну, куда бы вы подумали? На территорию заброшенного завода! Просто эта точка на карте оказалась логистически удобнее всего для того, чтобы оказаться, так сказать, лицом Пензы. Речь идёт о весьма нестандартной как размерами, так и формой водонапорной башне, построенной ещё то ли в 1915, то ли в 1916 году для нужд создаваемого Трубочного завода. Эта громадина имеет 42 с лишним метра высоты, а на самой верхотуре находится резервуар на 180 кубов воды. Доступ к ней не сказать, что свободный – территория завода огорожена весьма солидным забором из бетонных плит, но, если прогуляться в районе башни вдоль ограждения, без труда находится дыра с натоптанной туда тропой.
Башня впечатляет, походили вокруг, задрав головы, и решили прогуляться по территории. Заброшка и техноген, причём таких масштабов, что просто челюсть отвисает – зачем велосипедному заводу такие производственные площади??? Из трубочного (делали взрывательные трубки для гранат) в велосипедный завод перекинулся в 1931 году, и выпускал велосипеды и сельхозтехнику (в войну – боеприпасы) до 2014 года, время от времени параллельно осваивая выпуск всякой непрофильной фигни. В итоге всё просрали и разворовали, областное правительство не теряет надежду что-то восстановить, но я хз, тут такие разрушения… А если порыться в интернете, то можно найти проектики облагороженного городского пространства с этой самой башней в качестве точки притяжения. Вокруг – разумеется, никаких руин, благопристойные дорожки и цветники. Утописты, млин…
В общем, эти развалины нам очень понравилось, чуть ли не лучшее впечатление от Пензы)).
Та Пром по-пензенски))
По пути чуть ближе к центру заглянули ещё к «светофорному дереву» — по фотографиям идея необычная. Надо установить такое на каком-нибудь сложном перекрёстке – тогда известность в масштабах всей страны гарантирована!
Затем без дополнительных задержек проехали поближе к району средоточия достопримов. В чём преимущество относительно небольших городов – это то, что не успели ещё тут везде начать собирать бабло с автомобилистов просто за право постоять на центральных улицах, впрочем, тут и проблема парковки не стоит так остро, как у нас, и тем более в Москве, и мы без особого труда находим местечко между театром «Современник» и городской администрацией.
А дальше пошли гулять. Сначала попался странный монумент советской эпохи – типа, памятник конституции, но конституцию я опознать так и не сумел – парень и девушка вполне пролетарского вида держат над головой какой-то…лоскут? Точно не книгу. Или конституция до Пензы добралась в сильно потрёпанном виде? Следующим по пути встретился домик, в котором провёл детство Мейерхольд. Тут же функционирует театр Доктора Даппертутто. Вот же ж словосочетание, сразу вспомнил институтского однокашника, который немилосердно картавил, и мы шутки ради докапывались до него: «Слав, а Слав! Скажи «Рефрижератор – трейлер»?» Думаю, что это название тоже бы прокатило для лингвистического теста. В театре реально ставят спектакли, причём попасть туда не очень просто – ввиду популярности, и того обстоятельства, что площади сильно ограничены. Интересующихся отошлю к официальному сайту: https://dommeyerholda.ru/
Герб СССР.
Слава советской конституции!
Возле домика Мейерхольда.
Пройдясь ещё немного по улице Пушкина, вышли к памятнику толстопятому пензяку. Звучит уже смешно, ага. Согласно легенде, при переходе Суворова через Альпы только уроженцы Пензы не натёрли ноги, и когда удивлённый фельдмаршал поинтересовался – сфигали? почему так?, местные с гордостью продемонстрировали полководцу толстенные носки с подшитой пяткой. Фельдмаршал восхитился – «Вот же ж пензяки хитрожопые толстопятые!» Отсюда и памятник.
Через дорогу от памятника – площадь, конечно же, Ленина, тут и областное правительство логично расположилось. Из необычного – небольшой ТЦ прямо напротив, похоже, что дореволюционной постройки ещё.
Дальше пошли по местной пешеходке (ул. Московская) по направлению к кафедральному собору. Тут немного не повезло – прямо посередине улицы перекладывают то ли канашку, то ли что-то ещё, но трубы прям большого диаметра. Из-за заборов, ограждающих стройку, абсолютно невозможно фотографировать симпатичные особнячки по обе стороны улицы. Коммунальные безобразия закончились в районе пересечения с улицей Кураева, до этого успели сфотографировать мегаградусник на торце одного из домов (писец как жарко!), а сам дом оказался весьма симпатичен, если брать вид на фасад. В сухом фонтане на Фонтанной площади резвятся дети, чуть дальше – сквер Кукушка, и, соответственно, часы в нём (очевидно, с кукухой). Не знаю, вылезает она наружу, или нет – не подготовился, а ждать желания не возникло.
Далее дорожка пошла в гору, здания по бокам менялись со свежепостроенных БЦ на особнячки начала прошлого века. В одном из таких зашли подкрепиться (ProTesto, рекомендую – недорого и вкусно), порадовались там на выставку мясорубок у входа.
Пенза, к сожалению, не может похвастаться сильно древней историей, поэтому кремлей, тысячелетних храмов и всего прочего не ждите. Кафедральный собор большой, однако насчитывает всего 200 лет (постройку закончили в 1824 году), подобные можно увидеть во многих городах России. Тем более что оригинальная постройка была взорвана в 1934, а новострой, хотя и тщательно воссоздавал исходное здание, всё же завершён всего-то пару лет назад – в 2021 году. По периметру собора – кучка всяких малых форм – тут тебе и памятный камушек по поводу входа в Пензу войск Пугачёва, и памятник геноциду армянского народа, и Феврония с Петром (эти мифические персонажи меня особенно бесят – до того, как с подачи супруги Д.А. Медведева по всей стране не стали ставить им памятники, никто про них и не вспоминал), ну а заодно и М.Ю. Лермонтов, и памятник Борцам Революции. Словом, полная эклектика.
Лермонтов, кстати, тут неспроста – детские годы поэта прошли в пензенском селе Тарханы, которое, впрочем, находится на юге области и не попадает в наш маршрут.
Спустились от собора к смотровой площадке на высоком берегу Суры, где стоит памятник первым поселенцам, оттуда открывается вид на заречную часть, видно даже Пензенское водохранилище. Ничего завораживающего в этом виде нет, так, обзор на заречную часть, да скомканный вид на Спасо-Преображенский монастырь XVII века. Вниз к нему мы не пошли – ничего особо интересного, вместо этого двинулись вниз по параллельной той, по которой мы сюда пришли, улице – Кирова.
По дороге встретилась Троицкая церковь в действующем женском монастыре, симпатичная. Чуть дальше по Кирова, на контрасте – штаб-квартира КПРФ с бюстом Сталина во дворе. Переходить на другую сторону улицы было лень, так что снял телевиком, извините за качество.
В принципе пора было возвращаться к машине для того, чтобы переехать к последней намеченной на сегодня пензенской достопримечательности, пока шли, в объектив попался симпатичный особняк начала прошлого века на ул. Кирова, 49, изначально принадлежавший купчихе Солнышкиной.
На машине я хотел доехать до Музея народного творчества. Впрочем, в этом качестве он меня особо не интересовал, зато, судя по фотографиям в сети, вполне заслуживал внимания как великолепно сохранившийся особняк, построенный в первой половине XVIII века. Хотя и находился он не так уж и далеко от кафедрального собора, пешком я туда всё же решил не ходить – во-первых, с учётом уже пройденного крюк по городу получался нехилый, а во-вторых, хотел ещё проехаться по ул. Володарского, также идущей параллельно Московской и Кирова – тоже было любопытно посмотреть.
Изнывая от жары, добрели до машины и несколько минут сидели, блаженствуя под струями прохладного воздуха из кондиционеров. Потом поехали, благо там недалеко. По дороге тормознул разок, заснял парочку деревянных домиков, на контрасте стоящих рядом друг с другом.
А потом на ближайшем перекрёстке случился ремонт, и пришлось лишних минут 10 толкаться в небольшой пробке по случаю оного. Кстати, пензенская география местами вымораживает: вот поехали мы по ул. Володарского, после перекрёстка с К.Маркса она хренакс! – и становится Советской, а ещё через пару кварталов – и вовсе Куйбышева. При этом ни ширина, ни направление её не меняются.
Деревянный особнячок, к которому мы стремились, не подкачал – выглядит необычно, да и расположен шикарно – посередине довольно большого участка, заросшего огромными липами, ясенями и елями прямо в центре города.
На этом программа закончилась, и пора было выдвигаться в Ульяновск – как-никак, а ехать ещё предстояло около 320 км. Навигатор повёл нас по тем же улицам, которые мы недавно прошли пешком, затем через Сурский мост (над Сурой, соответственно, причём довольно широкой) вывел на ул. Чаадаева, где мы некоторое время потолкались в пробках из-за ремонта, Чаадаева плавно перешла в улицу с интригующим названием Кордон Сурка, которая в итоге и вывела нас на М5. Те 33 км, которые мы проехали по М5, категорически не понравились – сначала куча населёнки и плотный трафик, усугубляющийся многочисленными поворотами налево без организации отдельной полосы для поворота, а затем – двухполоска с камерами и ограниченным количеством мест для обгона фур. В Городище свернули налево, тут тоже двухполоска, но другая, уютная, с минимальным трафиком и красивыми пейзажами по пути. Удивился, сколько в Пензенской области лесов – мне почему-то всегда казалось, что тут уже почти степи, но нет, ничего подобного.
В городке Никольск, мимо которого нам предстояло проехать, до 2008 года функционировал завод по производству стеклянных и хрустальных изделий ручной работы, а при нём – музей, по слухам, чуть ли не лучше того, что в Гусь-Хрустальном. Коллекцию экспонатов в него начал собирать ещё первый владелец с конца XVIII века (завод ведёт свою историю с 1764 года), потом, кроме собственно заводской продукции, собрание стало пополняться и работами зарубежных мастеров. В 1964 году музей сделали общедоступным, в 1990 для него построили отдельное двухэтажное здание. И хорошо, что до 2010, когда предприятие раздербанили, музей перешёл под эгиду государства, оставшись в стороне от этого процесса. Интересующиеся могут найти дополнительную информацию, например, тут: http://www.museum.ru/M2771
Вряд ли мы успевали попасть туда – проезжали мимо Никольска уже около половины шестого, да и наличие в копилке посещённых мест подобного музея в Гусь-Хрустальном не провоцировало визит. Поэтому мы проследовали мимо, а вскоре после Никольска пересекли границу с Ульяновской областью. На этом, пожалуй, первую часть отчёта я закончу, руководствуясь тем, что про ульяновские достопримечательности надо рассказывать в соответствующей части.
КОММЕНТАРИЕВ - 0