Узбекистан

Горнолыжный Узбекистан -2023

0
  • Горные лыжи
  • Красоты природы

Прошлый горнолыжный сезон 21-22 был полностью провален из-за сломанного в январе колена, всего-то один раз успел отметиться на домашних пупырях, чего явно было маловато. Следовательно, в этом году надо было хоть тушкой, хоть чучелом попадать в горы. Но куда? Вопрос долго оставался открытым, ведь и обычные путешествия тоже никто не отменял. Ехать в Европу, героически преодолевая все сопутствующие этому сложности, было лень. На родных курортах я был практически везде, не считая Архыза (который в последние пару лет мне категорически не нравился соотношением количество народа/качество катания), и горы Соболиной, последняя, впрочем, скорее подходила для поездки на выходные. Подумывал о Турции, но, слава богу, не остановился на ней — а то пришлось бы ехать в страну, пережившую одну из крупнейших катастроф. В итоге остановился на Узбекистане, там имелось три горнолыжных места, находящиеся почти в шаговой доступности одно от другого, вторым же значительным фактором, говорившим в пользу поездки, была возможность сделать банковскую карту, без которой иностранные вояжи в некоторые страны серьёзно осложнились. Шло время, осенью узбеки ввели правило 15 дней пребывания в стране для получения пластика, я расстроился — ехать к узбекам на 3 недели явно не входило в мои планы, но, тем не менее, взял билеты за мили Аэрофлота, рассчитывая этой поездкой обнулить мильный счёт и больше не возвращаться к этой теме.
И только я их купил, на следующий день жена…ломает ногу! Да что ж за семейная напасть! И ломает-то так качественно, что 2 месяца в гипсе, и ни о каких лыжах, разумеется, речи уже нет. Вяло поискал на профильных форумах попутчиков, ожидаемо никого не нашёл (ещё и обсмеяли с узбекскими мегакурортами), и понял, что придётся ехать одному. А за пару недель до выезда узбеки отмнили своё 15-дневное извращение, и я схватился за голову — ясен хрен, что карту надо было делать, но программа была уже скроена таким образом, что делала задачу трудновыполнимой. Кое-что успел изменить, но немногое, ну что ж, посмотрим, что получится.

Перелёт прошёл штатно, и в 19 часов я уже выгружался из самолёта, сменив нижегородские минус 12 на ташкентские плюс 18. Максимум, что я мог сделать с вечера — это получить регистрацию в отеле. Всё надо было провернуть за один день 23 февраля. Хорошо хоть, что тут его не отмечают, и всё работает. С утра отправился проплатить отель и заодно открыть регистрацию на все следующие дни, вторым шагом надо было получить местную симку с нетуристическим тарифом, которая работала бы в роуминге. Начитавшись профильных каналов в телеге, я практически наизусть знал нужный алгоритм, и прямиком отправился к ближайшему салону сотовой связи. Но что-то пошло не так, у продавана зависла база, и так и пришлось ехать в центральный офис местного Билайна, благо такси в Ташкенте халявное. В общем, не буду вдаваться во все подробности, вкратце лишь скажу, что дальше пришлось побегать по отделениям Капитал-банка, потом долго гулять по Ташкенту, наслаждаясь погодой (+20, солнце), и только в половине восьмого получилось забрать заветный кусочек пластика непосредственно в службе доставки карт клиентам.

А в Ташкенте — весна…

В отель со всей этой движухой приехал уже прям поздно — всё-таки 92 км. Поселился я несколько на отшибе — на берегу Чарвакского водохранилища, откуда до Амирсоя 30 км, до Чимгана — 20 с небольшим. Такой выбор был обусловлен тем, что непосредственно в Амирсое для размещения предлагались только коттеджи минимум на четверых, что, согласитесь, было несколько избыточно. Остальные варианты поближе отвалились по разным причинам — то не соответствовали моим высоким эстетическим запросам, то стоили охулиард сумов, то по ним просто не было никакой инфы в интернете. Зато в Charos’е по случаю лютого несезона на роскошное размещение были серьёзные скидки — ведь люди едут сюда начиная с мая, и за пляжным отдыхом. В ресторане гуляла большая компания разношёрстных иностранных фрирайдеров, приехавших на хели-ски. Пользуясь случаем, спросил, почём нынче опиум для народа — 800 долларов за 2 часа гарантированного полётного времени. Ну что ж, цены обычные. Да, и это, наверное, цена для полной загрузки вертолёта.
Поставил будильник на 7:45 и отправился спать.

Вид с балкона моего номера.

Встал по будильнику, сходил на завтрак, довольно долго собирался, а когда пришёл на ресепшн насчёт такси, случился небольшой облом — все асы баранки уже срулили с клиентами к подъёмникам, пришлось запастись терпением, ожидая машину 40 минут. На старенькой, проржавевшей Нексии минут за 30-40 добрался до Амирсоя, водила спросил — ну что, на нижней парковке выйдете? Я, не чувствуя подвоха, согласился — а что, подъёмник-то вот он, чего ловить? В награду получил минут десять перемещения в кабинке, только подвозящей к региону катания, да ещё там пришлось идти через всю ту самую верхнюю парковку, плюс ещё метров 200 ко второй очереди. Зато первый раз в жизни получил пенсионную скидку — смешанные чувства, то ли радоваться экономии, то ли расстраиваться по поводу самого события. Факт в том, что в Узбекистане её дают точно намного раньше, чем у нас.

Сайт курорта: https://www.amirsoy.com/

Самая нижняя станция подъёмника.

Виды с подъёма на самой нижней (некатабельной) очереди.

Погодные кондиции не могу назвать идеальными — на улице был жёсткий плюс, градусов пять, и, хотя снега хватало, он был тяжёлым и кашеобразным. Решил начать с самого простого — скатился пять раз по всем возможным вариантам зелёно-синих трасс, которые обслуживала четырёхместная креселка. Очень уныло, но для вставших первый раз на лыжи — самое то. Таких здесь было немало. Потом, наконец, перешёл к основному блюду. На вершину доставляют восьмиместные кабинки, примерно посередине (и, если смотреть по перепаду, то где-то на 40% подъёма) имеется подсадочная станция, более-менее катающийся народ подгружается именно здесь. Ну а с вершины в разные стороны расходятся 5 трасс с незначительными вариантами. Вообще всё обустроено очень неплохо, и по всем признакам напоминает выдранную неведомым образом одну пятую часть какого-нибудь приличного австрийского курорта. Поскольку снегопада не было уже две недели (ну не считать же таковым пару сантиметров, выпавших накануне), на любые разновидности фрирайда я в первый день забил, рассчитывая на ожидающиеся ночью осадки. Зато плотно познакомился, и не по разу, со всеми вариантами трассового катания, заодно зорко оценивал опытным взором варианты на будущее уйти за вешки. В целом Амирсой должен понравиться любому лыжнику, не слишком привередливому к количеству и ширине трасс- они в основном довольно узкие. Что напрягло (опять же — в контексте не сильно продвинутого лыжника) — это количество летающих ломов на единицу площади. Такое впечатление, что процентов 5-10 людей реально нажали кнопку «сохраниться» перед тем, как встегнуться в крепления. Меня это особо не парило, но в целом должно напрягать народ, видел несколько очень жёстких столкновений вплоть до сотряса и вызова спасов.
В общем, первый, пристрелочный день прошёл нормально, завтра по плану у меня был Чимган, поскольку прогноз обещал снег, и редкие просветления во второй половине дня. Справочно: такси из Юсуфхоны до Амирсоя и обратно — 300 000 сомов, при этом таксист тусит где-то неподалёку, до Чимгана и обратно с аналогичными опциями — 200 000. До Ташкента из Юсуфхоны — 250 — 300тыс, примерно столько же, сколько хочет яндекс за доставку из столицы сюда. Да, и в Юсуфхоне яндекс-такси не водится.

С утра повторился геморрой с такси — я вроде бы и договорился заранее с Исматом, вчерашним таксистом, но тот ровно в назначенное время перезвонил, и сообщил, что стоит в районе Амирсоя, дорога перекрыта из-за просадки грунта, и что сказать точное время своего приезда он не может, в связи с чем рекомендует найти кого-то ещё. Ну спасибо хотя бы, что позвонил. На ресепшене попытались помочь, но потом развели руками — типа все таксисты застряли там, а доставить вас можем силами нашего сотрудника за 250 против стандартных 200. Тут как раз опять позвонил Исмат, и сказал, что вместо него подъедет знакомый на такой-то машине. Знакомый подъезжал минут 25, потом всё же прибыл, я загрузился, и отправились в Чимган. На дорогах, вселяя сдержанный оптимизм, было достаточно снежка, который, кстати, продолжал идти. А в Чимгане меня ждал…облом: в поселке не было электричества, и креселка не работала. Съездили для очистки совести до бугеля — та же картина, и когда заработает — неизвестно. Постаравшись не предаваться унынию, отправился снова в Амирсой, на сей раз водитель по собственной инициативе завёз меня на верхнюю парковку, значительно сократив предшествующие катанию процессы.

Вид по дороге на верхнюю парковку.

Наверху было прекрасно — нападало сантиметров 15 свежего снега, и на трассы я за сегодня так и не вылез. Вначале доставала плохая видимость (пара поворотов, и снова всматриваешься в пелену, ибо ни черта не видно — ни рельефа, ни ориентиров), но ближе к 12 стало понемногу раздувать, а потом и вовсе временами стало проглядывать солнышко. Особых затруднений с проездами по практически нетронутой целине, в общем-то, не было, и я, начав с самого очевидного — спусков в лоб под кабинками, постепенно смещался вправо (если смотреть снизу), там, по крайней мере, не было шансов куда-то запереться. Левая сторона не особо хорошо просматривалась, я до конца не понимал, куда попадёшь, если свалиться в глубокое ущелье между подъёмником и крайней трассой #10, поэтому более близкое знакомство с этой частью курорта отложил на завтра — благо, прогноз обещал минус и яркое солнце.

Единственное фото Амирсоя этого дня — с креселки на зелёные трассы.

А в 14 позвонил водитель, сообщил, что в Чимгане всё починили, и спросил — Поедем? Я думал недолго, и практически сразу согласился. Через 20 минут я уже грузился в машину, а ещё через 20 ковылял в горнолыжных ботах от дороги к подъёмнику. Про канатную дорогу в Чимгане надо рассказать особо — функционирует она тут с незапамятных, глубоко сссровских времён, представляя собой парнокреселку типа чегетской. Главный подвох в том, что основные посетители тут — обычные граждане, заезжающие наверх полюбоваться видом, а катающиеся составляют очень незначительный процент, вследствие чего на посадку идёшь, держа лыжи и палки в охапку, потому что пол там — рифлёный лист железа, и топтаться по нему в лыжах для инвентаря противопоказано. Усевшись со всем своим барахлом в руках в скользкое кресло, довольно затруднительно перекинуть страховочную штангу, не растеряв снарягу, в итоге я так и подымался, обхватив локтем кресло и вцепившись в лыжи. Зато, когда передо мной открылся вид на склон, я был близок к оргазму — на весь идеально белый склон, засыпанный свежим снегом, виднелся всего один след! Всё логично — лыжники с утра обломились, все, как и я, убыли в Амирсой, а вот вернуться смекнул только я один.

А это — вид с середины основного склона.

По ближайшему гребню идёт коммерческий бугель в Чимгане. Но недалеко, буквально на пару сантиметров за край кадра.

Гребень, выводящий на основной склон.

Длина канатки примерно 850 м, перепад — 310, и длится этот аттракцион метрах в 30 над землёй 9 минут. На высадке тоже не расслабишься — надо быстро-быстро в ботах усеменить от кресла, норовящего прихватить тебя в обратную поездку. Под восторженные охи и ахи простодушных местных (Ой, а вам не страшно? ЭТА гора не особо крутая?!, и всё такое) встегнулся и ломанулся вниз. Просмотр с креселки вселил почти стопроцентную уверенность, что катание будет очень приятным и лайтовым, так оно и вышло — в верхней части широкое поле с редкими кустиками и с постоянным уклоном градусов в 25, постепенно сужающееся за счет того, что с боков поджимают два кулуара, в месте, где они сходятся — узко и чуток покруче, а потом — длинный пологий выкат. Волшебно! Позволил себе наверху отпустить лыжи, так, что просматривая потом с креселки свои следы, видел, что повороты обозначены буквально намёком, состояние склона позволило прилично разогнаться. Это я сейчас описал спуск под канаткой. Основное же катание в Чимгане в обычное время — чуть правее, если смотреть снизу. Я там разок съехал, понял, что это и в подмётки не годится первому варианту, и остальные спуски снова катал под креселкой, благо места для одного хватало и каждый раз линия была новой. Проблема же основной трассы — в том, что верх там сроду не ратрачили, за 2 недели бесснежья нарыли зверские бугры, полностью нивелировать которые 15 см снега не хватило, и на них периодически долбило в ноги. К тому же эта часть склона была под прямыми лучами солнца и чуток подраскисла, что тоже делало её менее привлекательной.
Кайфанул 5 или 6 раз, и уже в пятом часу с сожалением отправился к машине.

Виды с верхней станции креселки.

Завершая горнолыжный портрет Чимгана, добавлю, что работает креселка по фактическому количеству народа (есть желающие — включают, нет — не включают), билеты продаются на каждый подъём и стоят 15000 сомов, что странно, ибо прейскурант возле кассы чётко обозначает цену в 25000, а 15 — это для узбекских пенсионеров…так, стоп…вычислили??? Но как, Карл?! ))) Кроме креселки, в посёлке есть ещё три бугеля, два из которых принадлежат спортшколам и постороннему туристу недоступны (да и не надо — небольшие, чисто тренировочные горки, выглаженные ратраком), третий же работает по принципам чимганской креселки и находится от неё метрах в трёхстах. Перепад там поменьше, вариантов на глаз тоже немного, и я не стал гоняться за 100% охватом. В целом, при благоприятных погодных условиях покатать тут денёк может быть весьма неплохой идеей.
Ухайдакался конкретно, в отеле еле дополз до номера, налил себе горяченную ванну и долго в ней откисал, а по выходу/выползанию из нее ещё и в кои-то веки с наслаждением осушил банку пива. День определённо удался!

Насчёт последнего дня вариантов никаких не было — только Амирсой! Все признаки, да и случайно подслушанные в кабинке разговоры чётко указывали, что сегодня на курорте будет аншлаг — ну а как вы хотели: выходной день с отличной погодой после снегопада! Поэтому я запланировал выезд пораньше, в половине девятого, и таким образом оказался на горе практически сразу после открытия. Ух! Светило солнце, снежок поскрипывал под ногами, а лыжи управлялись намного приятнее, чем в первый день. Но и очереди тоже появились, на креселку, так выстаивать приходилось минут по 10, на кабинку больше одной-двух минут не стоял. В общем, катание оказалось прекрасным. Носился по трассам, находил по углам нетронутые линии, разок свалился в ущелье, в которое не решился накануне — получил достаточно кайфовый несложный спуск в верхней части, крутой кусок в середине до дна ущелья, и не особо длинный, но геморройный выход к цивилизации типа как с дальних югов на Чегете. Всё, как мы любим – вдоль ручья, узко, камни торчат, лёд — без потерь для кантов пробраться сложно. В результате выходишь к самой нижней части трассы #10, и оттуда — к нижней станции креселки. В общем — ещё один прекрасный денёк.

В середине кадра — нижняя часть трассы №10.

Вид с вершины, видно трассы 8 и 9.

На стадии подготовки я рассчитывал покататься ещё и в Бельдерсае, опоры канатки которого прекрасно просматривались на соседней с Амирсоем вершине (слева, если смотреть снизу). Однако тот не работал уже второй год к моему глубокому сожалению. Местные сходились в том, что кто-то его выкупил и собрался затеять реконструкцию, однако по поводу сроков, объёмов предполагаемых работ и прочих деталей была полная неопределённость. Если бы в итоге собственникам удалось договориться и объединить трассы и подъёмники единым скипассом – я бы реально съездил туда ещё раз – возможности региона расширились бы на…ну пусть не на порядок, но в разы – вершина Бельдерсая повыше на 60 м (2350 против 2290), перепад 770 метров, и одна из трасс омологирована FIS под гигант. Да даже сейчас не понимаю персонажей, фыркающих только при одном слове Узбекистан – в качестве места съездить покататься на выходные это ничуть не хуже КП, вполне можно спланировать ПВД так, что вылететь в пятницу после рабочего дня, откатать полноценно два дня, и успеть в понедельник на работу! Только не будет диких толп, очередей, а цены приятно удивят.

На соседней вершине видно опоры подъёмника в Бельдерсае.

На обратном пути притормозили около Чимгана, сфотал гору, сладострастно вспомнив вчерашнее катание; поле под креселкой было изрядно затоптано, зато выяснилось, что можно уходить сильно левее с верхней станции креселки, ОК, запомним, да ещё увидел, что, оказывается, ратрак у них тут тоже есть – выровняли аж треть основной горы.

По приезду в отель переборол нестерпимое желание забраться в ванну и выпить пива, и, пока светило солнце, прогулялся по территории до берега водохранилища. Увиденное поразило – Charos – просто громадный отель с огромной территорией, куча коттеджей, всяких беседок с дастарханами, целая инфраструктура, короче, и даже с собственным пляжем. Уровень воды в водохранилище сильно упал, что логично – зима, приток небольшой, а э/энергию вырабатывать надо! Вот ещё немного – и начнёт интенсивно таять снег в горах, и водохранилище заполнится до краёв, а начиная с мая народ уже потянется за пляжным отдыхом.

27.02 самолёт вылетал в 15:40, тачку заказал на 11. Что по Яндекс такси, что у бомбил в Юсуфхоне – цена примерно 300 000 (напомню, что курс примерно 11 290 сумов за доллар). Доехали примерно за 1:40, сделав пару остановок для фотографирования Чарвакского водохранилища с видовых точек.

Питал большие надежды насчёт ташкентского дьютика — во время визитов в 2017 и 2018 годах ассортимент радовал ценами и нестандартными и редкими позициями алкашки, но был жестоко разочарован: похоже, вместе с реконструкцией аэропорта выплеснули вместе с водой ребёнка: выбор усох до банального, цены выросли в полтора раза – полное говно. Даже парочку заинтересовавших меня позиций не стал брать – уж больно конским был прайс на всё, на что я знал приемлемый уровень цен (а я знал его на 85% ассортимента), Зря только поимел геморрой с получением одного места багажа в Москве (это чтобы иметь возможность переложить предполагаемые покупки перед вторым плечом в НН). В итоге вместо того, чтобы прохлаждаться в бизнес-зале, получал багаж, заново регистрировался и проходил все контроли, оказавшись у гейта, когда уже шла посадка.
В остальном долетел нормально, взял машину со стоянки возле аэропорта, и в начале одиннадцатого уже был дома с гудящими с непривычки от трёхдневных пиковых нагрузок ногами. Встречающая жена люто завидовала, но демонстрировала искреннюю радость от моих впечатлений, ловко руля инвалидном креслом, перемещаясь по квартире.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные