Киргизия

КЫРГЫЗСТАН, ФЕВРАЛЬ 2014. РАСТАЛКИВАЯ БАРАНОВ.

0
  • Горные лыжи
  • Достопримечательности
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине

КЫРГЫЗСТАН. ФЕВРАЛЬ 2014.

РАСТАЛКИВАЯ БАРАНОВ.

Киргизский Каракол для меня — это что-то сродни идее фикс, как и Шерегеш: народ ездит туда из года в год, катается, а я по различным причинам все время оказываюсь не при делах. И вот, благополучно просрав очередной массовый осенний выезд в Сибирь, я сказал сам себе — ну все, хватит — едем в Киргизию. Очень способствовали решительности и 135 тысяч миль аэрофлот-бонуса, жгущих ляжку — в несколько городов Средней Азии (а также Ереван и Баку) у нацпера особо льготный тариф за мили, всего 20000 миль и 4000 руб. сборов за билет RT. В прошлом году был ПВД на Сахалин, ну а в этом поедем в Каракол. Сходил в офис, благо, недалеко, и оформил 4 мильных билета на всю семью на февральские праздники.

Впрочем, для тех, кто не копит мили, Аэрофлот периодически устраивает халяву – например, этой весной билеты в/из Москвы были доступны по 7 с небольшим тысяч рублей.

В конце декабря забронировал проживание — прямо у подъемника. В самом Караколе выбор, конечно, побольше, да и подешевле, но зато здесь — полноценный ски ин — ски аут. Где-то за месяц до старта списался насчет трансфера, оговорив посещение по дороге вдоль северного берега Иссык-Куля петроглифов в Чолпон Ате и купание в горячих источниках.
Перелет из НН прошел штатно, приземлились в Бишкеке в 5:10, город встретил свежим легким снежком. Роман, обеспечивающий наше перемещение в Каракол, тоже уже поджидал нас. Кстати, у него наиболее раскрученный портал по организации трансфера, экскурсиям по Иссык Кулю и тому подобным услугам: http://www.issyk-kul-transfer.ru/ или группа вконтакте: http://vk.com/romankarakol

Стандартная цена за полноприводный минибас по маршруту аэропорт Манас – Каракол: 120$, если едешь из Бишкека, то в Каракол стоит 100-105$, за доставку на гору накидывают пятнашку, ну и за оговоренные мной заезды на достопримечательности Роман добавил ещё 20 баксов.

Поменяли немного рублей на сомы по не очень хорошему курсу 1:1,35 (обычно 1:1,45), и поехали. Заезжать в Бишкек на обзорку не было смысла — рассвет начался, когда мы были уже в 100 км от столицы Киргизии. Приблизительно через 120 км дорога втянулась в горы, вскоре остановились позавтракать в кафешке, которых здесь наблюдался целый конгломерат. Очень дешево и достаточно вкусно. Покрытие на четверочку, за исключением участка километров в 12, рядом с которым начали расширять существующий путь, и видимо, поэтому на ремонт существующей дороги полностью забили. Вскоре показался Иссык Куль. К этому времени усталость дала о себе знать, и до первой остановки в Чолпон Ате я периодически проваливался в дремоту. По дороге купили вкуснейших яблок — пластмассовое ведерко джонатана всего за 150 сом, и копченой иссыккульской рыбы.

Городок Кемин. Самый рассвет, поэтому всё пока синее…

 

Петроглифы находятся чуть в стороне от дороги, проще всего к ним подъехать прямо по взлетой полосе небольшого аэродрома, на которую вроде как даже временами прилетают небольшие самолетики. Стоило зайти за оградку, как тут же материализовалась тетечка, продавшая нам билеты по 50 сом со взрослого, и 10 — с учащихся, и заодно кратко рассказавшая, где тут что и почему. Даже несмотря на то, что мы отказались от услуг экскурсовода. Прибежавшая за смотрительницей собачонка на правах местного беззастенчиво задрала ногу над ближайшим петроглифом, оросив его.

Здесь наследили зороастрийцы, рисуя около двух с половиной тысяч лет назад двусмысленные рисунки, и прочие древние обитатели здешних мест. Двусмысленные не в том смысле, что вы подумали, а потому, что многие изображения можно толковать двояко, например, самый излюбленный сюжет — горный козел, превращающийся при рассмотрении под другим углом в ибиса. Остальные объекты (могильники, древние межевые племенные гряды и т.д.) без пояснительных табличек на местности идентифицировать невозможно. Щит у входа рекомендует три маршрута — короткий, средний и длинный (3 км, рассчитан на полтора часа, очевидно, на вдумчивых фанатов). Мы пошли коротким, поскольку таблички худо-бедно расставлены только вдоль него, да и тратить много времени не хотелось. Уложились в 25 минут.

Чолпон Ата — центр курортной зоны Иссык Куля, здесь множество пансионатов, гостевых домов, отельчиков. В связи с несезоном цены весьма и весьма заманчивы, чем и пользуются приезжающие тренироваться в горных условиях спортсмены — бегуны, велосипедисты, ходоки. Например, растяжка над дорогой сулила отдых в пансионате с трехразовым усиленным питанием и бассейном всего за 25$ с носа за день проживания.

До следующей остановки — горячих источников прямо на берегу озера — от Чолпон Аты ехать около часа. Настоятельно рекомендуется к посещению! Предприимчивый хозяин выстроил возле бьющего из земли источника несколько бассейнов, и вода, перетекая последовательно из одного в другой, постепенно остывает, меняя температуру от обжигающе горячей в первом до приятно теплой в последнем. Неподалеку — несколько отдельных бессейнов в холодной водой, кое-где покрытой ледком. Спа процедуры заняли не менее получаса (просидели бы и больше, но замерзшие девушки начали возмущаться) — мы несколько раз запрыгивали в ледяную воду, предварительно распарившись до красноты. Если потом сразу вернуться в самую горячую ванну, кожу начинает немилосердно колоть тысячами маленьких иголочек. Настолько распариваешься, что последующее переодевание на улице при температуре ниже нуля не вызывает никакого дискомфорта. Впрочем, неженки могут зайти в домик. Стоит удовольствие 200 сом с человека, и еще по 50 мы отдали за полотенца.

Проезд между источником и основной дорогой вдоль берега.

Солнце, на рассвете чуть-чуть подразнившее нас, высунувшись из облаков, окончательно скрылось за тучами, цепляющимися за вершины гор. Противоположный, южный берег, то появляется, то исчезает в серой дымке. Каракол все ближе, а снега как не было, так и нет. В городке мы закупам немного еды и алкоголя, симку для интернета, и устраиваем небольшую обзорку по городу, включающую дунганскую мечеть и Собор св. Троицы. И то, и другое — здания весьма необычной архитектуры. В мечети отпевают (или как это называется у мусульман?) покойника, мне неудобно фотографировать толпу, и приходится некоторое время ждать, пока церемония закончится. С церковью проблем не возникает, только неопрятный нищий с хриплым голосом у ворот, нагло клянчащий деньги, вызывает раздражение и чувство брезгливости.
От Каракола непосредственно до горы (и до нашей гостиницы) — 12 км. Если ездить из города, то стандартный прайс по маршруту Каракол — подъемники — Каракол 300 сом с носа. В половине четвертого мы, наконец, на месте. Удачно — кафе в нашем здании, до креселки — 50 метров, вот только со снегом совсем плохо. Ладно, завтрашний день все покажет.

Суббота, 22 февраля.

Первоначально я хотел распределить катание следующим образом — в субботу вкатывание, а на следующий день что-нибудь этакое, со снегоходной заброской, например. Однако созвон с ребятами из числе знакомых Романа, организующими подобные мероприятия, показал, что в воскресенье у них запланированы тесты лыж, приедет народ, и выкатывать нас они не смогут ну никак. Поэтому пришлось наплевать на то, что сегодня мы на лыжах первый раз в сезоне, и вот нас везут в соседнее (Мокрое) ущелье, где и запланировано катание. Примерно посередине дороги из городка к базе есть поворот вправо, через полкилометра дальнейший путь машине заказан, дальше едем на снегоходах — один сидя, трое на лямке. Ехать прилично — километров пять с постоянным набором высоты. Приезжаем на поляну, на нее мы будем выкатываться после спусков с двух близлежащих отрогов.

Погода сегодня отличная, и Иссык-Куль, и Каракол внизу видны как на ладони. Ребята показывают примерные варианты спусков и уезжают, а мы еще минут десять тратим на фотографирование, и только потом стартуем.

Верх — отвратительный, накануне неделю стояли двадцатиградусные морозы, и сильный ветер, поэтому жесткие заструги долбят в непривыкшие ноги по полной программе. Сбросив с задутой вершины метров 100, сваливаемся вниз. Свежих следов нет, просматривается только намек на предыдущих райдеров. Ну, нам для первого раза так даже лучше. Верх вблизи гребня так же задут, ниже появляется наст, неохотно проламывающийся под лыжами, и только ближе к середине спуска появляется что-то похоже на целину. Но расслабляться нельзя — нет-нет да и встречаются участки наста, из-за этого приходится ехать все время начеку, и в задней стойке, к тому же набирать скорость при таких раскладах не больно-то и хочется. Параллельно приглядываю линию на склоне напротив — видно неплохой свободный от деревьев участок без единого следа. Соседние раскатаны, а этот нет, видимо, из-за прикрытого деревьями захода. И следующую заброску мы делаем сюда. Опа — а тут, оказывается, вместе с оттепелью посыпались и склоны. На том, где мы делали первый спуск (он как раз напротив), отчетливо видны несколько сошедших досок, а под вершиной, из под которой мы стартуем, хаотично намешана целая куча «чемоданов», прилетевших сверху, и видна линия отрыва сантиметров в 60 высотой. Биперы, имхо, надели не зря.

Хорошо видно неискатанный проезд на склоне напротив.

Заход на нераскатанный участок.

На присмотренную просеку я промахиваюсь. Но кое-что уже понятно. Там, где снег нетронут, здешних вполне приличных уклонов в 25-30 градусов еле-еле хватает, чтобы просто ехать вниз почти по прямой. Чуть положе — то и дело встаешь. Такое странное ощущение, что пухляк какой-то плотный, может быть, перемороженный. Купленная перед поездкой гоупрошка отказывается работать – похоже, что сел аккумулятор. Что за фигня, я же его полностью зарядил перед поездкой?! М-да, похоже, что имеет место облажание – оказывается, на версии 3+ даже при выключенной вроде бы камере может остаться активным вайфай (для её включения с пульта), который и благополучно высадил за два дня батарею в ноль…
Со второй попытки попадаем в нужное место. После спуска разгорелся бунт — катание по такой целине действительно борьба, и все мои в один голос кричат «на фиг это нужно!» После пламенной речи, обличающей лень во всех ее проявлениях, с трудом выкруживаю еще пару спусков, причем эти тунеядцы ездят со мной по очереди. И на одном все же попадаем на нормальный снег — как раз на лбе одного из отрогов, который меньше всего подсвечивается солнцем. Но ноги уже забиты наглухо — предыдущие спуски дают о себе знать, да и подъемы на лямке в плане нагрузки на ноги отличаются от катания не сильно. В половине третьего заканчиваем, и прямо на лыжах спускаемся к ждущей нас машине.
Стоимость данного мероприятия довольно негуманна: минимальный пакет – три спуска и 2500 сом. Пять спусков оцениваются в 4000 сом, а за 5000 тебя будут таскать вверх весь день.

Вечером возникла идея расписать пулю, и жена, как ответственная за сборы и забывшая карты, была делегирована на ресепшн купить колоду. Вернулась с картами, но слегка шокированная – карты ей не продали, а дали напрокат – за 200 сом…%(( Я просто офигел, и совсем уж было собрался пройтись по такому невероятному жлобству в пишущемся отчёте, но случайно встреченная вечером администраторша извинилась, сказала, что ошиблась, и что карты можно оставить насовсем.))

Воскресенье, 23 февраля.

Чуда не случилось, и снег не нападал. Поскольку кое-кто большого энтузиазма не проявлял, то решили поэкономить и купить три скипасса, один из которых планировалось разделить: с утра каталась жена, после обеда – сын. В выходные абонемент на подъёмники стоит 950 сом, плюс ещё 150 за саму карточку, сдать которую нельзя. Впрочем, можно попробовать дать им любую другую для перепрограммирования – о возможности этого прямо говорит объявление возле кассы.

Каракол располагает перепадом в 740 метров (с 2300 до 3040), который обслуживается четырьмя креселками. Одна из них, похоже, давно не работает, наглядно показывая, куда уползают умирать старые подъёмники из Альп — на нижней станции отчётливо читается: “ Les Menuires”.

Мы начинаем с чёрных спусков за Панорамой. На схеме их показано три (слева от верхней станции), на деле ехать можно почти везде. На ближнем все следы в конце концов собираются в достаточно узкий кулуар, местами выскобленный до земли и камней. Вторая чёрная – самая приятная, достаточно широкая – такая, что даже бугров почти не нарыли, и верхний сброс просматривается на приличное расстояние. В нижней части – лес с кочками. Самая дальняя чёрная на местности особо не опознаётся – можно ехать почти в любом месте склона трёхсотметровой ширины, но хороший уклон уже на совсем небольшом перепаде, и дальше надо длинно траверсить. Все эти спуски в итоге сходятся на длинной полке, сделанной специально для выкатывания назад, к цивилизации. Неприятно то, что в одном месте приходится немного, метров 50, прогуляться вверх. Здесь я обычно снимал лыжи и шёл пешком. Под креселкой – вполне проезжаемые ёлки, ничего особо сложного, обычная чёрная. Ободрано, как и везде, но при внимательной езде сохранить канты целыми – никаких проблем.

Вид с Панорамы.

Второй от Панорамы чёрный спуск.

Баловство с GoPro.

Правее (по карте) – приятненький крутячок к верхней станции другой креселки, далее – либо драными траверсами перекатываться на другую сторону горы, где в нижней части всё-таки есть немного подготовленного склона, либо ломиться вниз по единственной более-менее соответствующей термину «подготовленная» трассе. Она неплохая – крутяк в средней части вполне позволяет реализовать амбиции в плане скорости. Всё это легко обкатывается за день – в буклете фигурирует цифра 20 км трасс. После обеда произошла смена – вместо жены на гору выполз старший. Поскольку начало проглядывать солнце, полезли за фотиком, и выяснилось, что имеет место фейл – вчера его забыли поставить на зарядку, и аккумулятор сдох. Забегая вперёд, скажу: вечером выяснилось, что на самом деле это — не фейл, а эпическое облажание – зарядное устройство благополучно забыли дома, поэтому прошу пардона за качество многих фото, все снимки за сегодняшний и завтрашний день сделаны на айфон 5S и GoPro 3+. С сыном ещё раз прокатились по большинству трасс, заехали в некоторые пропущенные дальние уголки и побаловались с гоупрохой. Сажать на подъёмники перестают уже в 15:45, так что в 4 мы уже были в гостинице.

Надо, пожалуй, пару слов написать и про неё. На горе – два заведения. Повыше, примерно на середине трассы для начинающих – Каприз. У нижней станции подъёмника – наш Каракол, состоящий из нескольких корпусов. Трое суток в двухкомнатном номере без питания на четверых обошлись нам в 309 $, причём стопроцентно предоплаченных. Номер – где-то 1,5* по европейским меркам. Угрызищная сантехника, голые стены… Впрочем, плюсы тоже есть – очень тепло, много розеток, и даже удлинитель на 5 гнёзд, нормальный большой плоский телевизор.
Не в пример номерам кафе на первом этаже уютное. Ценами, правда, не шибко радовало – обед из первого, второго и кружки пива с учётом 10% надбавки за обслуживание на один нос обходился примерно в 800 сом. Правда, размер порции лично мне позволял наедаться с одного блюда при условии стырить ещё немножко чего-нибудь у жены или младшего ребёнка. У старшего пытаться тырить было бесполезно )).

Каприз.

Параллельно в кафе бухала большущая группа немецкоязычных товарищей. Разговорившись с парочкой на крыльце, узнал, что они австрийцы, и тут неделю зависали на хели –ски. Было удивился, зачем австрийцам ехать кататься на лыжах в Киргизию, но потом подумал, что и сам не в Альпы ломанулся, и успокоился.
Вечером сложили вещи, в кафе взял на вынос парочку салатов оливье на завтрак (они работают с 8, а выезд мы наметили на 7:30), и после завершения пульки легли спать.

Понедельник, 24 февраля. Отъезд.

Утром на горе уже лежало сантиметров 10 свежего снега, который и не думал останавливаться. Ну конечно — нам же уезжать…ладно, пусть наслаждается приехавшая накануне владимирско-нижегородская банда.
Ехать из Каракола я уболтал Романа южным берегом озера. И не прогадал — дорога живописнее в разы! Стартовали в 7:40, внизу, в городе снега выпало немного, но мело. Через 15 км свернули в Джеты Огуз — Семь быков по-киргизски. Эта территория считается природным памятником. Название возникло в честь семи стоящих рядом утесов. Тут же — скала «Разбитое сердце» — уж больно форма характерная. Чуть дальше есть очень красивый водопад Девичьи косы, но, по понятным причинам, это — для летних путешественников. К сожалению, видимость была не ахти, продолжал идти снег.

Разбитое сердце.

Семь быков. …Или три лошади? ))

Мы продолжали продвигаться на запад, и к тому моменту, когда мы доехали до каньона Сказка, небо над Иссык Кулем почти очистилось, и даже горные вершины стали проявляться в облачной дымке. Каньон великолепен. Это не самое большое, и, конечно, не единственное подобное место на земле – но все же каждый раз не устаешь удивляться причудам природы, создающей такие ландшафты. Расположен он прямо рядом с дорогой, но в это время года безлюден, да и летом толкотни тут нет. Связано это с тем, что южный берег озера гораздо менее развит туристически. Ну и вообще-то рост числа посетителей вряд ли пойдет каньону на пользу: во-первых, порода, создавшая причудливые формы, очень хрупкая и крошится под ногами, если посетителей будут не десятки, а тысячи, то вскоре от красоты ничего не останется; ну и во-вторых, как только место становится популярным, как тут же появляется шлагбаум и прочее ( как, например, было с петроглифами в Чолпон Ате).

Довольно долго дорога идет прямо по берегу озера, пейзажи и вода необычного цвета радуют глаз, останавливаемся сделать фотографии.

В одном месте на берегу, прямо напротив Чолпон Аты, идёт масштабное строительство. Точнее, шло – сейчас стройка слегка заморозилась. По замыслу, тут должен появиться то ли религиозный, то ли культурный центр, а из Чолпон Аты напрямую пустят паром. Количество башенок, минаретов и строений, стилизованных под традиционные юрты, просто зашкаливает. А особенно доставило панно на другой стороне дороги: киргизский народ в виде то ли змея, то ли дракона ползёт откуда-то из мечети по направлению к президентскому дворцу вершить праведную расправу, с крыши дворца по нему стреляют снайперы, и попадают – на спине дракона видны отдельные представители, корчащиеся от ранений со страданием на лице. Это построено в память о последней революции.

Затем на некоторое время шоссе удаляется от берега, подбираясь вновь лишь у западной оконечности озера. Можно свернуть направо, на Балыкчи, но Роман хочет избежать плохого участка, где идёт реконструкция, и едет дальше – там должна быть абсолютно новая дорога в сторону китайской границы. Ориентир – Орто-Токойское водохранилище, поворот сразу после него. От панорам просто крышу сносит – один в один боливийское высокогорье и разноцветные лагуны. Водохранилище замёрзло, но только наполовину, почему так – абсолютно непонятно.

Эта ситуация послужила названием для отчёта. Совсем не редкость на дорогах Кыргызстана.

Дорога после поворота через мост действительно отличная, и вскоре мы уже выскакиваем на трассу в Бишкек как раз в районе кафешек, где завтракали по дороге туда. Останавливаемся и в этот раз. Машины, идущие из Бишкека, облеплены льдом и грязью, на крышах сугробы – очевидно, снегопад был и там. Над нами же пока светит солнце, но на улице холодно и сильнейший ветер, как в аэродинамической трубе.

Звонок в Каракол дал информацию, что там до сих пор метёт. Э-эх!..
Однако ничего страшного не произошло – небо оставалось чистым всю дорогу, выпавший снег на асфальте растопило горячее южное солнце и только отрицательная температура воздуха дала о себе знать – когда ровно в 16 подъехали в аэропорт, то двери удалось не сразу открыть – снаружи по периметру машины нарос толстый слой живописных сосулек. Тепло расстались с Романом, которому надо было дождаться прилетающих из Новосибирска лыжников, и пошли в здание.

 

Теперь в моём личном рейтинге Манас — самый бестолковый аэропорт мира. 4 разнообразных контроля подряд с очередями просто выбесили. Зачем-то организовали жуткую давку на входе в зал регистрации – живая очередь с багажом, все толкаются, нервничают, а чувак на входе из аэропортовской секьюрити ещё и проверяет фамилию по спискам – жесть! На входе в зал – безопасность. Тут же – стойки регистрации, пройти к которым мешает очередь на погранконтроль. Они там умудрились скопить человек 60, так, что не пройти, а хвост упирался в рамку безопасности на входе. После паспортного контроля – ещё одна проверка безопасности, и только потом – зал ожидания. Большинство этих проблем проистекает из-за очень маленьких размеров аэропорта – срочно нужна реконструкция. Внутри вовсю идёт подготовка к открытию новых дьютиков, сокращая и без того невеликое жизненное пространство. Порадовала схема расстановки некоторых лавок – явно с намёком на то, чтобы люди могли поспать, ожидая свой рейс.

Всё ясно?!

Обратный перелёт тоже ничем особым не запомнился, отмечу только, что недавние слухи о селёдке в меню Аэрофлота не подтвердились )). Да, и багаж (в отличие от дороги «туда») зарегистрировали только до Москвы – в столице надо пройти таможню. Наш промежуток между рейсами (3:40) вполне позволял это сделать. В Шереметьево оказались как раз во время встречи в аэропорту наших спортсменов, возвращающихся с Олимпиады. Толпа народа, приветственные крики и прочая суета – немного понаблюдали сверху. И около 2 часов ночи уже были дома.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные