Палех, Шуя, Плёс и Кинешма за один день. Июнь 2024.
- Достопримечательности
- Красоты природы
- Путешествия на машине
Палех, Шуя, Плёс и Кинешма за один день. Июнь 2024.
На майские, или в начале лета мной традиционно мутится какая-нибудь ПВДешка (или что-то поглобальнее), в этом июне, глянув прогнозы, в очередной раз отложил досконально расписанные трёхдневные поездки южнее Москвы, и, поскольку собрались мы почти спонтанно, то решил ограничиться однодневным форматом. В таком виде вариант у меня был только один – Плёс, по какому-то недосмотру притаившийся чуть в стороне от многочисленных ниток моих предыдущих маршрутов. Говорят, городок вылизали почти до неузнаваемости, и теперь это прям туристическая Мекка Поволжья. Опять же – домик для уточки тоже вызывал интерес, хотя и поменьше. Что добавить? – наморщил репу я. Что-что – в наличии только Шуя, в которой мы были, но проездом, да Кинешма (такая же фигня). Между Плёсом и Кинешмой на всякий отметил пару точек в Вичуге – всё равно через неё ехать – хотя и не ждал от этой локации ничего особенного. А, ещё вспомнил про Палех, ну и туда заедем, тоже по дороге.
Выехали в 9 утра, погода оптимальна для путешествий – не жарко, на небе облачка, дорога сухая. Правда, вечером обещали грозу как раз в районе Плёса, но, может, пронесёт…
Как обычно, треног в Нижобле выше крыши, но мы аккуратненько… Чуть постояли на переезде в Лукино, привычно срезал немножко, свернув через Липовки, и машин стало совсем мало, поэтому на расслабоне заехали в Палех немногим позже 11. Собственно, тут я решил на всякий случай заглянуть в музей палехской миниатюры – как никак целый народный промысел почти под носом, а я до сих пор смутно представляю, что и как. Но для начала притормозил, чтобы заснять главный храм посёлка – Крестовоздвиженский собор, и заодно непонятную избушку поблизости, с инсталлированными в окна репродукциями икон. Зато резные наличники просто чудо!
Зашли в предбанник, а в кассе глаза разбежались – оказывается, в состав местного музея входит аж 6 экспозиций, разбросанных по разным зданиям (впрочем, довольно компактно). Кому нужны подробности – вэлкам на оф.сайт: http://muzei-paleh.ru/ Поскольку у нас всё изначально было заточено под миниатюру, обошлось без мук выбора, хотя, возможно, собрание икон стоило и посмотреть – в конце концов, весь здешний промысел изначально и появился из иконописи.
Отдельный билет стоит смешные 100 рублей, впрочем, и экспозиция совсем невелика – разнообразные шкатулочки, блюдца и прочие разукрашенные предметы где-то с середины XIX века почти до наших дней. Палехская роспись делается по дереву, либо по папье-маше, это, если кто не знает, специфичный материал из многослойного проклеенного и прессованного картона. Если почитать про технологию изготовления миниатюры, начиная от подготовки материала и кончая непосредственно техникой росписи, то глаза полезут на лоб – настолько всё сложно и трудоёмко.
Существует два центра палехской миниатюры – Палех, и соседнее село Холуй, угадайте, почему прижилось название именно «палехская миниатюра»? Ну да, задачка несложная – продвигать «холуйскую миниатюру» было бы посложнее, тут надо быть маркетологом 80-го левела. Да и рифмы сами собой лезут в голову соответствующие.
Все старые изделия покрыты густой сетью кракелюр, трещин из-за естественного старения лака. Связанно это с тем, что раньше лак варил каждый мастер сам для себя, а потом все смекнули, что вполне подойдёт обычный мебельный лак, к тому времени ставший заметно лучшего качества, перешли на него, и проблема сошла на нет. Наметились изменения и в тематике – всяких политически грамотных сюжетов стало значительно больше, хотя и сказочные мотивы никуда не делись. Впрочем, временами просто разбирает смех – вот, например, миниатюра «Смычка города и деревни»: художник явно хотел показать, как город и село объединяются для созидательных действий в едином порыве. Что вижу я: несколько великовозрастных гопников окружили трактор, один снимает колесо, второй рисует граффити, третий и четвёртый, вооружившись инструментами, тоже что-то откручивают…
Впрочем, ладно – как уже писал, экспозиция совсем небольшая, и на осмотр уходит 15-20 минут, после чего возвращаемся к машине и продолжаем путь в Шую, тут уже совсем недалеко, всего-то 30 км.
В 2024 меня явно преследует муза, причём такого…э-э…несколько похабного вида. Сначала весной были стишки насчёт «лечу в Доху я», сегодня не успел выкинуть из головы Холуй и рифмы к нему, как на горизонте показалась Шуя. И началось…
Провинциальный город Шуя
Туда спешу я из Холуя
И, прибыв, репу чешу я
— солярки нету абсолютно!
Несмотря на то, что вирши получались откровенно корявые, мозг не унимался, и в течение всего дня выдавал всё новые и новые вариации на тему.
Поскольку нынче общероссийский праздник, центр города закономерно перекрыт, но это мешает не сильно – в провинциальных городках проблем с парковкой нет, и местечко находится в 50 метрах от полицейского кордона. На Шую я отвожу максимум час, ну и задержаться поесть разве что ещё. Первым делом идём к собору – благо он в прямой видимости.
По дороге попадается водонапорная башня с поясняющей надписью: «Сооруженъ в 1883». Видимо, в позапрошлом веке был водонапорный башен. Сначала – колокольня, она здесь возведена отдельно от собора. На неё можно подняться и обозреть Шую с высоты, но, посмотрев фотографии других путешественников, я сделал вывод, что меня там ждёт примерно следующее: залез на колокольню я – с неё не видно ни…чего. В смысле интересного. Так, с поэзией пора завязывать.
Собор неплох, от колокольни не отстаёт, но тем не менее не особо старый, так что туда мы тоже не пойдём, ограничившись осмотром снаружи. Далее – небольшая прогулка по Театральной улице – тут епархия в бывшей усадьбе Дудкина, и библиотека – судя по всему, тоже в чьём-то бывшем имении. Потом, под боком у епархии – Воздвиженская и Георгиевская церкви, судя по их состоянию, на всё сразу у епархии денег не хватает, ну а приоритеты, что восстанавливать в первую очередь – налицо. Впрочем, колокола уже заготовили.
Библиотека.
Епархия.
Короткий трансфер через площадь Ленина (в Шуе это приятный сквер с кольцевым односторонним движением вокруг), и мы около краеведческо-литературного музея Константина Бальмонта. Симпатичное здание! Заложено в начале XVIII века. Внутри, среди всего прочего, есть 541 яйцо. Не подумайте плохого – это оологическая (о как! Первый раз узнал про такое слово) коллекция, а яйца птичьи. Ну и как обычно – собрание исторических артефактов, документы и вещи, относящиеся к известным шуйским горожанам, и всё такое. Ограничились обзором снаружи, обошли здание, и я чуть не охренел – с торца стояла скульптура…Хищника какого-то??? Осторожно обошли по кругу – отлегло, это Игорь Бычков так неоднозначно Бальмонта сваял, с развевающимися волосами. Впрочем, с другого ракурса всё нормально, вполне себе Бальмонт. Тут же – остатки рва шуйского кремля, ныне выглядящие как небольшой пруд, наглухо затянутый ряской с расплывающимися траекториями заплыва уток.
Повёлся на метки в навигаторе, дошли ещё до здания Киселёвской больницы – что ж, вряд ли тут будут ещё принимать пациентов… Тут как раз попался ресторан – правильно, называется Шуя, зашли подкрепиться. Ничего плохого сказать не могу – ценник по Нижегородским меркам невысокий, кормят прилично. Ресторан был крайней точкой, назад пошли по параллельной Театральной улице, где ничего интересного не нашлось. Заглянули на базарную площадь, там сохранился филиал палаты мер и весов – небольшой павильон, где стояли эталонные весы, и каждый лично мог проверить, на сколько его нагрели на рынке.
Вернувшись к машине, совершил оплошность – тупо доверился навигатору, а тот, как обычно, повёл по самой короткой, но отнюдь не лучшей дороге. Поэтому и выехали мы в сторону Плёса по в хлам разбитому Северному тракту, а не по приличной Дуниловской улице. Ладно хоть трэш продолжался километров 5, зато издали посмотрели на Николо-Шартомский монастырь, да Вознесенскую церковь в селе Введенье.
Далее до Плёса дорога вполне приличная, притормозили лишь в Приволжске, который, несмотря на название, от Волги находится довольно далеко – забежали там в магазин. Поизучав тему Плёса перед поездкой, я решил схитрить, получилось на 50%. С парадного въезда в туристический сезон въезд в город закрыт – всех загоняют на стоянку, а дальше пешком, ну а мы на кольце перед городом свернули направо с расчётом сначала заехать на гору Левитана без утомительного карабкания по длиннющей лестнице с набережной, а потом оттуда спуститься вниз. На гору мы попали, всё посмотрели и отсняли. Церковь Воскресения Христова, вывезенная из села Билюково в 1982 году, и, и собранная заново на горе Левитана, заменила собой сгоревший оригинал, который писал художник. Впрочем, это неважно – церковь реально крутая, а что особенно впечатляет – все иконы, образа внутри вырезаны из дерева и нетронуты краской. Никогда такого не видел!
Вид с волжского откоса открывается крутой, понимаю Левитана. А вот, кстати, и он – отлит в металле, рисует…но вид слегка странный. В чём дело? А, скульптор изобразил творца в каком-то комбезе химзащиты – ни брюк, ни пиджака – какой-то монолитный наряд. Впрочем, возможно, так художник от брызг краски одежду берёг? Не знаю, не знаю…
Попытка съехать на набережную провалилась – показанная на карте улочка оказалась наглухо перекрыта бетонными блоками. Пришлось-таки ехать на парковку и отдаваться местным электротаксистам, с удовольствием доставляющим туристов на Торговую площадь за 150 рублей с рыла. Возможно, я рано сдался – чуть позже, изучая карту, увидел альтернативный заезд через улицу Калинина, но не факт, что и там не стригут бабки. Впрочем, у последователей всегда остаётся возможность проверить это лично.
Очень мы правильно раскошелились на доставку – только-только доехали до Торговой площади (а это туристический центр Плёса), как ливанул конкретный такой дождина. И шёл минут 40, так что тем, кто стартовал с парковки одновременно с нами и решил скроежопить, пойдя пешком, прям очень сильно не повезло.
Жена времени не теряла, и, пока шёл дождь, совершила набег на местный очаг торговли, даже чего-то там понакупила. А тут и солнышко выглянуло, и мы пошли гулять по Плёсу. Сфоткав Воскресенскую церковь (каменную), и часовню Архистратига Михаила (деревянную), вышли на набережную. Неплохо было бы перекусить – я подготовился, и нацелился на «углы» — фирменные плёсовские пирожки с лещом. Тут как раз на глаза попался Рыбный угол – полукафе, полукулинария на углу набережной и коротенькой, метров 100 в длину, улицы Ленина. Сунулся было внутрь, охренел от очереди, и тут же вышел обратно – стоять минут 20 не хотелось. Прошли 50 метров, и в том же здании обнаружили клон кафехи, только с той разницей, что народа не было совсем. А так кухня у них одна, так что было забавно. Углы залетели на ура. Но, сцк, чую я, что это всё на туриста заточено – 180 рублей за пирожок с рыбой выглядит несколько дороговато, особенно для Плёса… Хм, а может, для Плёса как раз-таки и нормально, учитывая количество туристов? Вон как раз круизник стоит у пристани, человек 400, небось, привёз.
Прошли на пристань, откуда отходят теплоходики с обзорной экскурсией вдоль Плёса. 500 рублей с носа, ближайшая через 20 минут, длится чуть меньше часа. Я сначала колебался – отплывём в 17, вернёмся почти в 6, как-то по временному раскладу получалось совсем плохо… Сомнения отпали, когда выяснилось, что первыми будут запускать гигантскую толпу с круизника, идущую в рамках предоплаты, а остальным придётся проходить позже, рассчитывая только на говноместа, с которых ничего не видно, Да и пошли вы в .опу, тем более что я был уверен, что обязательно найдётся хитровымудренный частник, желающий прокатить туристов за кэш, изначально держал такой вариант в голове. И мы пошли пока на пешую прогулку вдоль набережной. На ней, конечно, всё вылизано от и до, прямо галерея особнячков, в одном из которых останавливался даже принц и принцесса Кентские, которых неведомым ветром занесло в Плёс. Единственное здание в стиле модерн, кстати.
Модерн.
Памятник Шаляпину — он тоже бывал здесь.
Позади выглядывает дом о семи окнах – окошки и балконную дверь привезли аж из Питера, ранее эти запчасти работали в доме великого князя. То ли круто, то ли наоборот – бэушку хозяева прикупили… Впрочем, дом симпатичный, жаль только, что нормально снять не было возможности – пришлось жену подсаживать на плечо и фотографировать из-за забора.
По тропке, ведущей вверх как раз от дома в стиле модерн, вышли на улицу Юрьевскую – она огибает залив речки Шохонки, и на ней, как и на улице Никольской, располагается изрядное количество отмеченных на карте звёздочкой симпатичных домиков.
А ещё – мемориальная зона, в которую включены мостки, которые рисовал то ли Левитан, то ли его временная любовница Кувшинникова… Левитан вообще был тем ещё ходоком, если покопаться в истории – и жён чужих уводил, и на их дочек заглядывался, в общем, Санта Барбара та ещё. Кстати, отголоски тех страстей можно найти между строк в пьесах Чехова, который с Левитаном дружил, и был в теме. Но больше всего меня поразила поясняющая надпись, из которой следовало, что государством ежегодно выделяется немалая сумма, чтобы поддерживать эти самые мостки…внимание…в том самом сраном состоянии, в котором они были во времена Левитана! Ну вот примерно в таком:
Вообще с тех пор, как с подачи бывшего губернатора Ивановской области М. А. Меня и Дмитрия Анатольевича Плёс сделали всероссийским туробъектом, цена недвиги тут выросла неимоверна, поэтому довольно удивительно среди вылизанных до неприлично идеального состояния особняков увидеть покосившуюся хибару, вросшую в землю, и даже без таблички «Продам». Видимо, работают на контрасте.
Домик в стиле автогостиниц, в которых мы пару раз останавливались в Мексике — первый этаж — парковочное место, на втором — спальня.
Ливень слегка подпортил плёсские проезды…
Пётр в недавнем отчёте обратил внимание на навершия водосточных труб — ну да, красивые… Но однообразные, явно заводского происхождения. Я нашёл только 2 вида.
Миновав избу-музей с притулившейся на скамейке у входа фигурой художника Фёдорова (нет, он в похождениях Левитана не участвовал, творил уже при советской власти), и пару других особняков, снова вышли на набережную, как раз к дому-музею Левитана. Хотели зайти, но немного опоздали – на часах 17:40, музей до 18, но касса закрывается в половине шестого.
Ну и ладно, нет худа без добра – пройдя ещё сто метров по набережной, заприметили мужичка, копающегося в своём симпатичном катере. А не хочет ли многоуважаемый капитан покатать пару праздношатающихся туристов по Волге? Капитан хотел, да и ценник совсем неплох – за полчаса всего пара тысяч, причём катер вмещает до 6 человек, а цена не меняется. Прекрасно! Индивидуальная экскурсия с бОльшим охватом и за меньшее время для двоих человек всего лишь в два раза дороже поездки на битком набитом «филянчике»! Конечно, мы вписались.
Прогулка по реке каких-то радикально новых впечатлений о Плёсе не принесла, вид с суши на основные достопримечательности лучше. Но – посмотрели на несколько диссонирующий с образом провинциального милого городка пляж, украшенный здоровой набережной, сделанной, похоже, из дерева – если так, то через несколько лет придётся её капитально обновлять. Мелькнул мимо яхт–клуб с нескольким более чем солидными по меркам Плёса яхтами. Вскоре показалась и местная горнолыжка – горка не показалась заслуживающей интереса, специально сюда я точно не поеду.
Впритык к комплексу, на самой окраине Плёса располагалась усадьба Миловка, предположительно принадлежащая Д.А. Медведеву, по крайней мере, нашумевший домик для уточки должен был быть где-то тут. Впрочем, с воды было виден только дом неясного назначения на холме над рекой, небольшую персональную горку с подъёмником, ну и ещё по мелочи. Как сказал наш капитан, всё основное спрятано в глубине территории за деревьями. На траверсе усадьбы мы развернулись и назад пошли уже под высоким берегом, получив возможность пофотографировать Плёс с воды с более близкого расстояния. Впрочем, какого-то катарсиса не последовало, хотя и Плёс отличается в заметно лучшую сторону от массы других подобных микро-городков на берегах Волги.
Высадили нас по нашей просьбе как раз напротив Торговой площади, откуда-таки надо было ножками взойти на второй значимый пупырь Плёса – Соборную гору. Нетрудно догадаться, почему её так назвали – на верхушке красуется собор, актуальная дата постройки современной версии – самый конец XVII века, предыдущий вариант сгорел. От Торговой площади можно подняться по мощёной (и, похоже, мощение аутентичное!) дорожке, без особого напряга выводящей на вершину холма. Всё-таки в этом плане Плёс сильно уступает родному Нижнему – у нас подъём от воды до вершины откоса отнял бы куда больше сил: берег значительно выше.
На верхушке горы, помимо собора есть и «Присутственные места» — именно так называется здание, построенное в конце XVIII века, в котором сейчас расположен музей, а раньше гнездилась и городская управа, и банк, и ремесленное училище, и даже бухлишко складировали! Само здание особого интереса не вызывает; хотелось взглянуть на «камень любви», типа гарантирующий зачатие, и подозрительно напоминающий формой фаллос, но, как выяснилось, его старательно оберегают от несознательных плёсовчанок и туристок, поместив в музей, вечером, разумеется, закрытый, да ещё и за стеклянную витрину. Ну и правильно – а ну как залетит кто залётный)) – кому отвечать, мэру, что ли?
Обозрев пейзаж и вид на соседнюю гору Левитана, сочли программу знакомства с Плёсом на сегодня законченной, и пешочком отправились на парковку, благо что основные трудности были уже позади. Остановился только сделать дежурное фото для отчёта Троицкой и Введенской церквей, стоящих рядышком и нависающих над автостанцией.
Дело шло совсем к вечеру, и следовало поторопиться, чтобы хоть как-то успеть посмотреть Кинешму. Но сначала – Вичуга. После Приволжска дорога пошла с переменным так сказать, качеством – периодически то одна, то другая полоса встречали вырезанными кусками асфальта, подготовленными для ремонта, слава богу, что в условиях низкого траффика это не причиняло особых неудобств.
На Вичугу я особо не рассчитывал, но действительность оказалась хуже предположений – все отмеченные звёздочками на картах объекты оказались…скажем толерантно, никакими. Но для галочки всё же заснял – вот объект, фигурирующий на картах как «инфекционное отделение». Мда, в плохом состоянии здравоохранение в Вичуге, если здесь держат заразных больных…
Вот – Дворец культуры:
Здание краеведческого музея я добросовестно снял. Но в отчёт тащить постеснялся. Заехали ещё в Старую Вичугу – там имелся дворцовый ансамбль графа Татищева. Тут я немного облажался – сфотал второпях не парадный вход, а какую-то из боковых дверей, но тем не менее – общего впечатления даже парадное не исправило бы.
Не сработало даже чувство ностальгии – ведь в 90-х мы с друзьями несколько раз сюда катались, поддержав местную лёгкую промышленность путём размещения заказа на производство кухонных полотенец, которые по контракту поставляли в Австрию, получая взамен лимонад, пиво Отто Крингер и амаретто (не скажу, что это была мегауспешная внешнеторговая операция, но всё же). Ну и с лёгким сердцем поломились в Кинешму. Отсюда совсем недалеко – всего-то 35 км, но сначала хотелось заехать в также отмеченный звёздочкой объект на самом краю Кинешмы. Тут я тоже особо ничего не ждал, но ошибся – усадьба Севрюгова из всех скудных достопримечательностей Кинешмы произвела на меня наибольшее впечатление. Для подъезда понадобилось свернуть на кольце на Р71 в сторону Островского, и, чуть не доезжая до Волги, свернуть ещё раз. Потом через ж/д переезд, и по мокрой грунтовке в заросшем парке доехать до цели. Первое впечатление было отвратным – полузаброшенное непримечательное здание с мемориальной табличкой насчёт того, что тут в 1942 году формировалось подразделение Красной армии. Причём, несмотря на явную заброшенность здания, дверь была закрыта, изнутри доносились звуки работающего телевизора, а перед фасадом была припаркована пара машин.
Всё изменилось, когда мы обошли особняк. Взору открылось парадное крыльцо с колоннадой, вниз двумя полукольцами спускалась заросшая и частично обрушившаяся мраморная лестница, а берег Волги был мощно укреплён бетонной стеной, простоявшей более 100 лет, которая не выказывала даже намёка на разрушение. Более того, в ней был организован спуск к воде – явно, что для комфортной возможности садиться в яхту…ну или там в прогулочную лодку. Мы прям залипли на набережной, наслаждаясь видам заката на Волге. Готическая же башенка, пристроенная с другого бока особняка, окончательно закрепила положительные эмоции от увиденного. Реально не понимаю, почему местные власти не сделают из этого места ещё одну точку притяжения для туристов.
На другом берегу Волги, в каких-то 7-8 км, находится усадьба Рузского, но там, судя по интернету, всё было достаточно окультурено, и подразумевало платный доступ, рассчитывать на попадание на территорию в районе 8 вечера было несколько наивно, поэтому не поехали, и отправились в центр Кинешмы. Заехали на набережную, симпатично. А затем припарковались в районе площади Революции и немного походили по округе, фотографируя в уже сгустившихся сумерках не особо выдающиеся достопримечательности Кинешмы.
Ещё одна короткая остановка около средоточия религиозных сооружений Кинешмы – храма Преображения Господня, относящегося к XV веку, и храма Успения Пресвятой Богородицы (первый снимать из-за забора неудобно, а второй ещё хуже), и двинулись в обратный путь – до дома предстояло проехать ещё 238 км.
Поскольку треноги с наступлением темноты исчезают, а полная темнота ещё не наступила, я особо не стеснялся и вваливал 130 км/час, местами ускоряясь до 150. Не доезжая до Юрьевца, совершил стратегическую ошибку – решил срезать, свернув в Елнати на Дорки с выездом в Щекотиху, минуя таким образом Юрьевец, в заблуждение ввело ещё и то, что первые несколько километров дороги были отремонтированы. Ну ездил же так 10 лет назад, и всё было норм! Навигатор тут же отреагировал, сначала призывая развернуться, а потом увеличив время прибытия на 20 минут. Вскоре я понял, почему – начался какой-то лютый пиzдец, ямы, полностью разбитое по всей ширине полотно дороги… В общем, зря я это сделал, и даже редкие аборигены провожали машину взглядами, в которых читалось – «это что за идиот тут в ночи?»
Благодаря этому незапланированному приключению, несмотря на нормальную такую скорость на протяжении остального пути, удалось отыграть у навигатора только 20 минут по сравнению с первоначальной оценкой времени прибытия. Но всё заканчивается, и усталые, но довольные, мы благополучно оказались дома.
КОММЕНТАРИЕВ - 2