Монголия

День 12: Гурвантес - Ноён - Сэврей.

4
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Вступление

Часть 1

Хочу ли я? Могу ли я? Говно ли я? А! МОНГОЛИЯ!!! (А также Горный Алтай, Байкал и много чего ещё…)

День 12: Гурвантес — Ноён — Сэврей.

Как ни странно, за ночь представительниц прекрасного пола никто не утащил в юрту третьей женой, не отгрыз ногу, и даже просто не покусал, более того – они ещё и продрыхли дольше всех! Вот что животворящий монгольский степной воздух творит. Распихал их, когда уже дольше валяться было неприлично, предварительно сфотографировав.

Рассиживаться не стали, тем более что остановились мы у довольно оживлённой (по монгольским меркам, само собой) дороги – ещё вчера ночью кто-то шнырял туда-сюда на моциках. Как оказалось, до равнины мы не доехали буквально километра 3-4, оставшиеся же 16 км до Гурвантеса были преодолены за 40 минут. А там… Асфальт, ёптыть! Ну и пусть две с половиной улицы, но асфальт же! Отель двухэтажный, сцк… Магазины… Зашли, подкупили всякой фигни типа сока и печенюшек. С серьёзной едой проблем не предвиделось – изначально бомжевать в степях готовились по-взрослому, набрали консервов с запасом. Далее состоялся довольно длинный квест под названием «купи и активируй монгольскую симку» с ездой по посёлку и попытками использовать русско-монгольский онлайн переводчик, а то стрелять интернет у Наташи с Димой было уже неприлично. Убили минут 40. И, наконец, надо было пополнить запасы топлива. Поскольку на заправке был максимум 92-й, то я в первый раз добавил в бак сотого бензина, опорожнив одну из двух небольших канистр. Перед нами заливались два подготовленных джипа на польских номерах, потом свалили в сторону (предположительно) Сэврея.

У нас планы были покруче – хотелось ещё поглазеть на Гротовую скалу (скала с дырками) и потухший вулкан Ноён-Уул, для чего надо было ехать несколько более длинной, чем уехали поляки, дорогой, но с финишем в том же месте. Насчёт того, какой вариант лучше с точки зрения качества, информации не было. Поехали по навигатору. Как только выехали из посёлка, дорога сразу втянулась в холмы. И начался какой-то лютый трэш. Вверх-вниз, вверх-вниз. Да под такими углами, что даже Паджеро стало иногда не хватать угла въезда. Что уж говорить обо мне и тем более Михалыче. Волга уже давно в нижних точках поддевала губой изрядную кучу грунта и оставляла после себя борозду от глушака.

Через пару километров все единодушно выпалили «на хер!», и развернулись обратно. Доковыляли до посёлка, и поехали другим путём, которым предположительно свалили поляки. Тут, конечно, таких ужасов не было, ну, хотя бы в начале. Ехали-ехали, и вдруг неожиданно выехали как раз к той самой Гротовой скале, куда изначально хотели попасть. Что за чудеса? Полез в навигатор – точно, вот и метка, гуглокарты — 43.219130, 101.188380. Выходит, что мы всё-таки едем в Ноён, как и планировали, а навигатор изначально предложил нам какую-то другую тропу.

Гротовая скала.

Надолго не задержались, сделали пару снимков и поехали дальше. Довольно долго дорога петляла по распадку между невысоких гор, потом вырвалась в степь, и почти сразу мы наткнулись на масштабную стройку. Докуда хватало глаз, в обе стороны тянулась широкая, плотно укатанная техникой…нет, не дорога, а заготовка под неё. Вылезли из машин и некоторое время пускали слюни, остро жалея, что нам в другую сторону. Как мы узнали потом, это с активным участием Китая тянут автобан, насквозь прорезающий Монголию, и, видимо, являющийся частью проекта «Новый шёлковый путь».

Ну да что поделаешь – опять втянулись в бесконечную езду мимо тянущегося слева живописного кряжа. Но…недолго музыка играла. Угадайте – что? Да ладно, и так понятно – Михалыч опять закипел глушак Михалыча не выдержал столь продолжительных издевательств и отвалился. Ну ладно, отвалился не совсем – расстыковались резонатор и глушитель. Хорошая в Лексусе шумоизоляция – я даже и не услышал могучего пердежа, который должен был раздаваться на всю южную Монголию. А может, Михалыч вперёд усвистал перед тем, как остановиться, и мне не досталось этих фанфар, не помню точно. Как бы то ни было, назрел очередной ремонт. Дело было даже не в децибелах – кого тут напугаешь, разве что овцы разбегутся – просто отвалившийся резонатор на первой же неровности воткнулся бы в неё и тогда тю-тю, вырвет с мясом, а возможно, и с куском днища. Дмитрий к этому времени успел прилично вырваться вперёд, и вернулся к нам только минут через 20, видно, до последнего надеялся, что мы отстали пописать, а не снова поломались.
К этому времени Михалыч уже поддомкратил машину, нырнул вниз, и пытался составить паззл соединить выпускную систему в единое целое. Глушитель же к единению не больно-то и стремился, и капризничал. Но коллективный разум победил – мы с Дмитрием забивали непокорную деталь молотком, а Миша елозил под днищем, закрепляя с трудом сопрягающиеся детали. Четверть часа возни, и кое-как статус-кво бы восстановлен.

Ещё минут 40 – и мы у вулкана. Остановившись на холме в километре от него, вышли из машин и разбрелись по округе фотографировать – и на вулкан был отличный вид, и на всё так же тянущиеся слева хребты – сейчас с возвышения было видно, что там несколько параллельно идущих цепочек скал, напоминающих торчащие из земли хребты дремлющих где-то в глубинах чудовищ.

Фото Натальи.

А потом я обратил внимание, что между скал есть проход, ведущий вглубь, и решил немножечко его исследовать. Увиденное так поразило, что дальше я не пошёл, а вприпрыжку вернулся к машине, сзывая кличем остальных. По мере продвижения вглубь гряды открывались настолько фантастические виды, что я просто подвывал в экстазе. Какой там на хрен каньон Хэрмен Цав – вот самое крутое место в Монголии! Несколько идущих параллельно хребтов, наклонённых относительно горизонта – абсолютно инопланетный пейзаж, просто скриншот из хроник Риддика, был такой фантастический фильм с Вин Дизелем. Бросили машины, и бродили по округе, беспрерывно щёлкая фотоаппаратами.

Ножками зашли в следующий разлом в скалах, эта долинка оказалась глухой, но тут свои ощущения – в узком пространстве скалы самой разнообразной формы – творчество воды, ветра и времени. Залипли минут на сорок, не меньше. Остались бы и ещё, но график гнал вперёд, была надежда на то, что Сэврей окажется чем-то вроде Гурвантеса, с асфальтом, горячей водой, блин, да хоть с какой-никакой гостиницей!

Координаты въезда в «затерянный мир» на гуглокартах — 43.221100, 101.821683

Немного сегодняшней езды.

До Ноёна долетели достаточно бодро, довольно крупный и цивильный по монгольским меркам посёлок. Потеряли в нём, наверное, с полчаса, пытаясь отыскать место, где можно было бы утолить голод. Место в конце концов нашли, но запертое и без признаков жизни.

ЁБС ургуупь. И ещё обратите внимание на нестандартные заборчики).

Выехать в сторону Сэврея получилось только с третьей попытки, бодро нарезав три круга по околицам Ноёна – на местности направление, на котором настаивал мапс.ми, не было отмечено никакой мало-мальски заметной дорогой, а по моим представлениям, именно тут должна быть основная движуха – ведь именно через Сэврей местные должны выбираться при необходимости посетить столицу, да и вообще – обжитые районы (в этом я, видимо, всё-таки не прав, и в столицу местные едут сразу через Баяндалай). В конце концов встали на другую дорогу, идущую примерно в том же направлении, а через некоторое время обозначилась и колея, обозначенная в навигаторе. Однако вскоре та самая колея резко свернула, ушла в горы, где начались реально стрёмные места, вплоть до того, что появились сомнения в возможности вернуться обратно той же дорогой в случае чего. Добавляло скепсиса и полное отсутствие свежих следов. Посовещавшись, решили отступить от принципов и попробовать более накатанный вариант. И это в первый и последний раз сработало – оказалось, что местные накатали объезд, который сделав петлю, позже соединился с плохим участком.
Дорога вблизи Ноёна пересекает тот же горный хребет, которым мы восторгали ранее. Проход здесь, впрочем, широченный, что не отменяет красивых видов по сторонам. В одном месте наткнулись на очередной монгольский сюр – цепочку столбов с проводами, начинающуюся ниоткуда и заканчивающуюся также ничем. Откуда тут планировали брать электричество, и куда вести – абсолютная загадка. Вырвавшись из узкого горного прохода, попали в знакомые бескрайние монгольский степи, где до самого горизонта не было видно никаких ориентиров. Туда и лежал наш путь, поехали, рассчитывая до темноты приехать к дюнам, чтобы встретить на них рассвет.

Перекрёсток с дорогой, ведущей из Гурвантеса в Сэврей.

До Сэврея от Ноёна около 60 км, дорога средняя, ехали около 2 часов. Видели несколько раз диких животных – то ли антилоп, то ли сайгаков, впрочем, близко к себе они не подпускали, стремительно удирая в сторону при приближении нашего небольшого каравана. Уже вечерело, когда из-за небольших холмов показалась сначала вышка ретранслятора, а потом и сам посёлок. Задерживаться мы тут не планировали. Надо было только обязательно заправится, потому что на следующий перегон бензина 100% не хватало. И тут нас ждал облом. Заправка закрыта, а в посёлке нет электричества. Какое-то время мы тусили на заправке, втыкая в ряд ветрогенераторов на околице — отчасти в надежде, что нам повезёт, и потому ещё, что кто-то из местных вроде как поехал заправщицу искать, но минут через 20 стало ясно, что рассвет в барханах накрывается медным тазом, и надо подумать о ночлеге. Спать в палатке не хотелось, через местных нашли то, что по идее должно было быть ночлежкой и у крыльца дождались заведующую сим заведением, которую по телефону вызвал тот же мужичок, который проводил нас сюда.

Девушка открыла двери и продемонстрировала свои владения. Изнутри дом больше всего напоминал пионерлагерь в межсезонье. Небрежно застеленные кровати по 6 штук в комнате, налёт пыли повсюду, уютом и не пахнет. Душ? Да щаз, душ – тут даже сортира внутри нет! И если добавить сюда отсутствие электричества, то совершенно очевидно, что ни малейшего желания тут остаться, тем более за деньги, ни у кого не возникло. Так что мы поблагодарили девушку за беспокойство и отправились восвояси.

Окраина Сэврея, фото Натальи.

Ну и что, что отель — говно, зато есть раздельный сбор мусора.

Отъехав от посёлка метров на семьсот по дороге, вьющейся между холмов, свернули влево, в тупиковую ложбину. Судя по следам, народ заезжал сюда редко, поэтому мы, отъехав ещё с полкилометра от дороги, так, что нас теперь ну никак нельзя было вычислить ни из Сэврея, ни с дороги, встали уже в четвёртый раз подряд разбивать лагерь, благо, сегодня была возможность сделать это засветло. Процесс уже стал привычным, так что управились быстро, развели костёр из главной коряги, которую Дима возил на багажнике со дня нашей первой встречи и заготовки дров в тот день, и зарелаксировали. Завтра нам предстояло разделиться, поскольку по данным из интернета в дюнах предстояло пересечь полосу песков, и не было никакой уверенности, что Волгу можно будет перетащить на ту сторону барханов. В связи с этих Михалыч высказал озабоченность предстоящим перегоном до цивилизации в одиночку, заметив, что «надо бы с утра проверить всё в Волге и подготовиться хорошенько». Идея была встречена всеобщим негодованием – все хорошо помнили, что утреннее обслуживание подвески несколькими днями ранее закончилась внеплановой ранней побудкой. Робкие реплики Михаила, что, типа, «я всё сделаю тихонечко» вызвали дружное веселье и шуточки типа «ага, точно, тихонечко, практически бесшумно с утра выбью крестовину кардана и разбортирую колесо с помощью монтажки, уголка и кувалды»)). Сошлись на том, что Миша с утра пообещал отъехать метров на 200 и кувалду не использовать. Посидели хорошо! Все лелеяли надежду, что завтра мы будем спать уже не под открытым небом, все дрова сожгли, благо, что иссушенная монгольским климатом, но очень плотная древесина горит жарко и долго, а я прикончил очередную бутылку то ли рома, то ли виски из взятых из дома запасов.

КОММЕНТАРИЕВ - 4

Чтобы написать комментарий, введите данные

Сергей
Как будто сам побывал! Спасибо за труды и прекрасный отчет!
admin
Сергей, спасибо.
Роман
Мощный отчет!
admin
Какая поездка, такой и отчёт! :-)