Цей

Цей

0
  • Горные лыжи
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:
Читаете

Цей

Часть 1

ЦЕЙ 2009.

К поездке на Кавказ в этом году меня подтолкнул ряд обстоятельств. Изначально были грандиозные замыслы на вторую поездку в США – Гавайи, Скалистые горы в Колорадо и всё такое… Однако начавшийся кризис, затянувшийся ремонт в новой квартире и связанное с этим окончание последнего мешка денег вынудили пересмотреть намеченные планы.

Собственно, я даже и не сильно расстроился – давно подмывало ещё разок покататься на Чегете с гидами, да и Цей, до сих пор не удостоенный моим посещением :о)), тоже слегка подзуживал нанести визит. Опять же – в таком варианте появлялась возможность, наконец, отдохнуть всей семьёй.

Связался со старым знакомым Славой Руничем, известным представителем российского фрирайда, потом через сайты http://www.tseyski.ru/ и http://tsey.ru/ добыл информацию по возможному размещению в Цее и забронировал на пару ночей 2 двухместных номера в альплагере Цей, в коттедже «Приют Монаха».

6 января около часа дня выехали из дома. Как водится, сразу уехать не удалось: вскоре бдительная супруга поинтересовалась, не забыты ли паспорта и прочие медполисы? Ясен перец – забыты! Пришлось вернуться, благо, уехали недалеко.

Погода, с одной стороны, играла нам на руку – по всему маршруту ожидалось ясное небо и солнце. С другой стороны, однако, всё это сопровождалось температурами от -17 до -27(!), что для дальней дороги как-то казалось перебором.

Расстояние, которое предстояло преодолеть, я оценивал примерно в 1900-2000км. Планировщики в Интернете не знали новую дорогу из Элисты в Мин. Воды, корячиться с атласом же мне не хотелось, поэтому решил не заморачиваться. Стартовали 06.01 в 13:23. График, поначалу трещащий по швам, по мере продвижения на юг стал выравниваться, а мороз – трещать. На объездной Саранска мы были почти через 4 часа, преодолев около 300 км. Между Пензой и Саратовом оказался один из наиболее плохих кусков дороги (начавшийся после Петровска и длившийся около 60-70 км). Перегон от Саратова (где мы поужинали) до Волгограда вызывал у меня наибольшие сомнения, но действительность оказалась не столь уж и плохой – несколько участков с оставшимися с лета буграми от фур, и дерьмовое покрытие возле Камышина – вот, по большому счёту и всё.

Волгоград (994 км, время в пути – 11 часов) протянулся вдоль Волги почти на 80 км, объездной там нет, поэтому проезд через город занял около часа. Затем потянулись почти безлюдные калмыцкие степи. Я позволил себе вздремнуть часок. За руль пустил сына, предварительно строго настрого наказав придерживаться в населёнке установленного скоростного режима. Не зря – посёлков в Калмыкии мало, а милиционеров много, поэтому стоят они гарантированно не только там, где есть жильё, но и на перекрёстках в степи.

Легенда выезда из Элисты, с которой со мной поделились на авто.ру, оказалась какой-то не очень привязанной к местности (а может, я тупил). Предложу свой вариант: при въезде в Элисту со стороны Волгограда уходить влево, по указателю на Ставрополь (прямо будет указатель на центр Элисты). Примерно через 8-9 км на посту ГАИ ехать прямо (налево будет Астрахань, направо – центр города). Тут я остановился уточнить дорогу, и от усталости утратил бдительность, развернувшись после общения с ГИБДДешником прямо тут же, как оказалось, через сплошную. Закономерная, но обидная финансовая потеря в 1000 рублей не заставила себя ждать.

После поста ещё несколько километров по объездной, и на круговом движении со статуей лучника в центре газона (ночью, правда, ни фига его не видно), уходить по указателю на Мин. Воды. Почти сразу будет Аршан, затем Лола. После – долгие километры безлюдья. На неплохой в целом дороге где-то на 30-40 километре (вскоре после Лолы) попалась чрезвычайно злобная то ли ямина, то ли бугор, и гружёная машина получила такой ударище, что я испугался за целостность литых дисков. Больше таких пакостей не повторилось. На 101 километре, появилась, наконец круговая развязка, обещанная мне соконфетниками двадцатью километрами ранее. Это обстоятельство заставило несколько понервничать. Указатели там, кстати, были тоже не совсем такие – налево – на Арзгир, прямо на Дивное(?!). Через пару километров появился съезд на Каменную балку. Ещё километров через 15 направо ушло ответвление на Дивное, а прямо указатель обещал Летнюю Ставку (что тоже как-то не очень логично). И только потом наконец стало мелькать давно ожидаемое слово Благодарный, а затем и Александровское, и Минеральные Воды. В Благодарном постояли 40 минут, я немного подремал. Проснулся по будильнику в 7:10, как раз рассвело, и поехали дальше.

Миновали Воды, затем поворот на Баксан, проехали насквозь Нальчик. Из звонков обеспокоенных родственников выяснилось, что Кавказ завалило снегом по самые помидоры, и все обоснованно беспокоились, как мы там? Следы снегопада, в общем-то, были видны невооружённым взглядом.

Начиная с границы Северной Осетии, количество представителей силовых структур выросло неимоверно. Люди в форме и с автоматами попадались буквально каждые десять километров, половина из них желала осмотреть наш багажник и увидеть документы. На въезде в Ардон, не зная дороги, поехал по указателю через город и был радостно остановлен очередными людьми в форме. «Куда едем? В Цей? Ай, как плохо! Для транзитных машин движение запрэщено – на цэлых пятьсот рублэй нарушил! Ну, пойдём в машину, дарагой! Слушай, рождество, с праздником, дарагой! – сделай малэнький подарок, и дальше поедешь!»

Достаю 100 рублей.

«Нэт, дарагой, это слишком малэнький падарок – добавь ещё одну: в самый раз будет!»

На верном пути.

Ардонское ущелье.

Тоже Ардонское ущелье и птицы.

Мизур. Тяжело, наверное, ходить в сарай по такому мостику… :))

Мускулистый мужчина на въезде в Ардонское ущелье.

Сведения о дороге в Цей были самые противоречивые – кто-то говорил, что полная засада, кто-то – что прорвёмся.

Не зря, не зря два года я лазил по рынкам и супермаркетам, пытаясь купить цепи! Найти нужный типоразмер ( R16 205/60 или 55) у нас оказалось непосильной задачей…И пускай в конце концов приобрёл цепи, сделанные для Соболя, они в итоге здорово выручили нас. Проехали скульптуру конного мужчины с хорошо развитой мускулатурой, торчащего в скале на въезде в Ардонское ущелье. Дальше до Верхнего Бурона дорога была почищена, а на развилке на Цей и Цхинвал дорога была перегорожена шлагбаумом, страждущих же проникнуть за него придирчиво опрашивали милиционеры. Меня было сразу хотели развернуть, но волшебное слово «цепи» возымело магический эффект, нас пропустили на закрытую территорию, где и начался процесс натягивания девайсов на колёса. Вообще в условиях заснеженных горных дорог моя зимняя резина проявила себя не лучшим образом, и без цепей наши шансы заехать в Цей были стопроцентно равны нулю.

12 километров до посёлка преодолелись достаточно просто, а вот завершающий этап ознаменовался изрядным геморроем. Жильё у нас, напомню, было забронировано в альплагере Цей, который, кроме своего основного плюса — « ski in- ski out» — имел основательный минус, напрямую вытекающий из плюса – расположен альплагерь выше всех остальных по склону, и ведёт туда кривая и нечищеная крутая дорожка. Изрядно изнасиловав цепями привода и один раз даже воспользовавшись помощью людей из скопившихся за нами джипов ;о)), из последних сил заехали за ворота, которые, слава богу, оказались открытыми. На одометре было 1889 км, на часах – 13:30 7-го января.

Подготовка к штурму Цея.

Заселение происходило долго и мучительно – администратора Нину Георгиевну то и дело дёргали по всяким пустякам: то кому-то обеда недодали, то не сдали ключи от комнаты, то ещё какая-то фигня. Хуже всего было то, что она пыталась решать все эти вопросы одновременно…

В самом начале подъёма.

Видимо, Сталин. На въезде в Цей.

Попытка подъехать прямо ко входу. (Получилось :))

В общем, скажу сразу – за время пребывания в Цее я многократно вспоминал старый анекдот:

Как-то японцев долго возили по нашей стране, показывали всякие заводы, лаборатории, стройки… Под конец спрашивают их: «Ну, как?» Те, помявшись, отвечают: «Понимаете, всё, что вы делаете руками – как-то не очень…А вот дети у вас красивые!..» Вот так и тут – горы в Цее красивейшие… :о)))

На самом деле, конечно, нельзя не отдать должное тем изменениям, которые тут происходят. Но в целом впечатление не ахти. Например: в главном корпусе довольно плотно поработали с интерьером холла, где бильярд и настольный теннис – установили винтовую лестницу, натащили предметов старины и повесили оригинальные светильники. Но! При этом столовские столы, накрытые клеёнкой, и совершенно ужасающее питание. Я как-то уже подзабыл, что бывают щи, вегетарианские не по просьбе потребителя, а по умолчанию; в ячневую (это тоже из детских воспоминаний) кашу могут положить огромный кусок жира и рядом – малюсенький мяса, хотя из соображений приличия эти куски должны составлять одно целое – типа, это вам случайно столько жира досталось ;о))

Активно реконструируется корпус «Приют монаха», правда, до конца его ещё не сделали, но постояльцев уже селят. К несомненным плюсам отнесу наличие персонального, закрывающегося на ключ шкафчика для лыж в лыжехранилище, выход на склон прямо из лыжехранилища, почти законченный холл оригинального дизайна. Но – номера малюсенькие, трещины в стенах, какие-то криво прибитые деревяшки вместо порогов, двери, фиксирующиеся только в открытом положении, душ с дыркой в полу, из которой пахнет отнюдь не благовониями…

Почти доделанные интерьеры в коттедже «Приют монаха».

Тут же, в холле альплагеря есть небольшой ларёк, где можно купить кое-что из алкогольно-сувенирно-ларёчного ассортимента по довольно негуманным ценам. Это я к тому, что Цей – фактически курортное местечко, заполненное исключительно гостиницами и турбазами, и подобные лавочки – единственный способ пошопничать.

На следующий день погода стала гораздо лучше, окружающие красивейшие горы и Цейский ледник предстали перед нами во всей красе, как только мы около 10 утра выбрались на склон. Креселок тут две – старенькая одноместная, стартующая чуть ниже нашего альплагеря, и более новая парнокреселка, принадлежащая гостинице «Сказка». У нас выбора не было – работала только она. В этом сезоне начались какие-то фокусы с ценообразованием, и дневных абонементов не было – только разовые, или на 7 и 10 подъёмов. Взял всем на 7 подъёмов (бесплатно дети до 6 лет), и поехали осваиваться. Заканчиваются креселки примерно в одном месте, но у «сказочной» есть промежуточная станция. Со снегом была полная задница – камни торчали просто повсюду. Как люди катались (а говорят, что пробовали), до того снегопада, который чуть было не помешал нам сюда заехать, ума не приложу! Заехали наверх, и на первых 100 метрах спуска напрочь убили лыжи. Сердце кровью обливалось, слушая, как катаные только по нежной бездонной целине штата Юта Teneighty gun скрежетали кантами по камням. Сын решил действовать по принципу «больше газу – меньше ям» и вальнул почти напрямик, я последовал его примеру. Решение было неправильным. Старший при попытке сбросить скорость чуть не выдрал кант, а я поймал-таки здоровенный камень и чувствительно навернулся, завернув под 45 градусов две клипсы на левом ботинке – фото прилагается. Обидно было до соплей, хорошо хоть, не сломал ничего…

Левая сторона ущелья.

Гора Монах.

Правая сторона.

Ущелье.

Вид от нижней станции парнокреселки.

Пострадавший ботинок.

Если гипотетически рассмотреть ситуацию, когда снега в избытке, тогда для умеющих кататься интересны будут первые 300-400 метров относительно крутого сброса. Дальше превосходно только для обучения начинающих, коих здесь совершенно жуткое количество. Я же нашёл себе метров 100 целины, надутой ветром в ложбинку у верхней станции креселки, и раза четыре половил кратковременный кайф, расплачиваясь за него километровым спуском по камням. В общем, это издевательство над лыжами наскучило уже к 14 часам, и, оставив на карточках неизрасходованными примерно по одному подъёму, отправились в номер. Надо сказать, что пришлось решить ещё одну задачку – за скипассы (бесконтактные) берётся залог в 50 рублей, но если ехать их сдавать, то придётся потом метров 200 лезть вверх по склону, что не комильфо. Поэтому ограничился сдачей трёх, а последний оставил себе на память как сувенир, напоследок поднявшись с его помощью до промежуточной станции.

Без комментариев.

Кусочек Сказского ледника.

Сидя на креселке…

Ночью — тоже красота!!!

Овцы бродят прямо по территории.

Вечером с азартом порубились в настольный теннис в холле, причём Алиса проявила неплохую натренированность. Выяснилось, что она активно практикуется в пинг-понге со старшеклассницами в школе в продлёнке.

Чемоданинг.

Святилище Реком.

На следующий день погода заметно испортилась, к 10 утра пошёл крупный снег, становясь всё сильнее и сильнее вместе с ветром. Стало ясно, что цепи я снял совершенно напрасно, понадеявшись, что пару подъёмов на обратном пути в долину к нашему отъезду раскатают.. Поскольку таскать огромную груду барахла из нашего корпуса вниз на парковку абсолютно не хотелось, у меня созрел коварный план, и я занялся «экстремальным чемоданингом» :о)) Суть заключалась в следующем – свои лыжи и ботинки я упаковывать не стал, а совершил на них два спуска на парковку, держа в руках наиболее тяжёлый багаж. Пока упаковались, пока надели цепи – был уже полдень. Поскольку я твёрдо знал, что сюда больше не поеду, то непременно хотел посмотреть на святилище Реком, как одну из наиболее известных цейских достопримечательностей. Желание составить мне компанию изъявила лишь Алиса, остальные остались лениться в машине. К святилищу можно подойти сверху (начало тропы немного выше МЧС), или снизу, если стартовать с парковки, как сделали мы. Идти недалеко, метров 500, сложно только в самом начале – крутой подъём по заснеженным скользким камням был неприятен. Святилище представляет собой что-то вроде скита, украшенного резьбой и коллекцией черепов животных. Место весьма живописное – поляна в горах, на заднем плане замёрзшие водопады… Жаль только, что густой снег не позволял в полной мере оценить красоту.

…Когда на спуске в конце ущелья выехали на открытый склон горы, порывы ветра стали иногда достигать ураганной силы, а видимость падала до нуля, вынуждая останавливаться на горной дороге со всеми включёнными фарами, противотуманками и аварийкой.

Перед постом в Буроне скучал конвой КаМАЗов с гуманитарным грузом для Цхинвала – ждали, когда почистят дорогу. По мере продвижения к Нальчику погода улучшалась, а под конец даже выглянуло солнце. В Нальчике зашли покушать в кафе при мойке — оказалось зачётное заведение с отличным интерьером, гуманными ценами и хорошей кухней. Обожрались совершенно неприлично. В 18 часов выехали из Нальчика, заглянув по дороге в гипермаркет, и в 20:00/2160 км были уже в Терсколе. Дорога оказалась хорошо почищенной, и в попутном направлении почти не было машин.

Колонна в Цхинвал.

Метёт…

Вывеска зачётного кафе в Нальчике.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные