Таджикистан

Ташкент - Худжанд - Истаравшан - Пянджикент.

8
  • Достопримечательности
  • Путешествия на машине
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Часть 1. Ташкент — Коканд — Истаравшан — Пянджикент.

И опять одним из основных поводов для поездки были подгорающие аэрофлотовские мили. Уже неудобно перед читающей общественностью — чуть ли не половина отчётов начинается с подобной фразы. Кстати сказать, этой поездкой я исчерпал предлагающиеся нацпером направления с пониженным числом миль, которые ты тратишь, и сниженными же сборами. Теперь остаётся только ловить распродажные мильные спецухи, ну или совсем заканчивать с программой, которая — какое совпадение — в последнее время выглядит всё более жлобской на фоне конкурентных предложений.

В общем, не суть. Начитавшись отчётов про памирский тракт, стал планировать поездку в Таджикистан. Памирский тракт, если что — это самая высокогорная дорога в бывшем СССР, частично идущая непосредственно по границе с Афганистаном, перевалы до 4600, холодные ночи даже в разгар июльской жары, и… невероятной красоты пейзажи на фотографиях в интернете. Внезапно выяснилось, что в Душанбе аэрофлот не летает.  Поразмыслив, решил, что и фиг с ним — проще прилететь в Ташкент, а оттуда до таджикского Худжанда рукой подать, всего то примерно 150 км. Заодно ещё и весь север Таджикистана окучим, потихоньку сползая оттуда к столице с осмотром всего и вся по дороге. В общем, взяли билеты на 12 июля с оглядкой на поступающую в этом году в институт дочь — так, чтобы вернуться как раз за пару дней до окончания подачи документов в первой волне.

Общая карта поездки. Гугл считает, что проехать по Ваханскому коридору вдоль границы с Афганистаном между Ишкошимом и Лянгаром нельзя, поэтому соответствующий участок на карте нарисован вручную. То же и с дорогой на Маргузорские озёра.

Начало прошло как по нотам: из НН в Мск, оттуда — в Ташкент, прилетели вовремя, декларации нынче заполнять уже не нужно, если на въезжающее рыло приходится менее 2000 баксов. Выйдя из здания прилёта, пошли в соседнее, для улетающих (там обменник) под вой таксистов из-за заборчика (Эй, брат, выход тут! Такси, брат, недорого!!! и т.д.). Поменяли там деньги (курс, кстати, снизился по сравнению с прошлой осенью), за 1 доллар дают 7640 сомов, и спокойно, незамеченными вышли на улицу. Цена на тачку резко падает, если выходишь за пределы платной аэропортовской парковки, вот и сейчас, не успел я даже руку поднять, как тут же затормозила нексия, клюнув на троих путешественников с багажом.  На Куйлюк – сказал я, и мы сразу поехали. Куйлюк – это автовокзал, на котором кучкуются таксисты, едущие в Бекабад, и, соответственно, мимо нужного нам погранперехода Ойбек из Узбекистана в Таджикистан. Куйлюк водителя насторожил – он сразу заподозрил, что нам ехать дальше, и свой шанс не упустил. Сторговавшись на 110 000, поехали прямо на границу. Знаю, что переплатил двадцатку (до Куйлюка от а/порта максимум десять, и с Куйлюка до Ойбека машина стоит 80 000), зато не надо было бегать с багажом по пятаку, торговаться с очередными таксёрами и терять время, в общем, предпочёл заплатить  на 2,5 бакса больше за комфорт. 94 километра преодолели быстро, рассчитались с водителем и пешочком отправились в Таджикистан.

Много времени переход границы не отнял – всё быстро и вежливо, прямо на выходе от погранцов уже крутилась пара бомбил. Традиционное – «Эй, брат, куда надо?» и в ответ моё «Кондиционер есть?», продиктованное страданиями жены, объявившей сиё достижение цивилизации непременным условием следующего переезда. Кондиционер был, и даже цена была приемлемой, оказавшись чуть ниже той, о которой говорили на форуме. Правда, при этом она оставалась заметно бОльшей, чем за то же расстояние в Узбекистане. В общем, договорились на 150 сомони (которые ещё предстояло поменять), и поехали. Актуальный курс – примерно 920 сомони за 100 долларов, или немногим меньше 7 рублей за один сомони. Подвох обнаружился чуть позже, в процессе перемещения – за эти деньги нас брались доставить на пятак, точку на окраине Худжанда, откуда стартовали местные бомбилы в направлении границы. Пришлось накинуть ещё немного, чтобы нас привезли прямо в центр, по адресу забронированных в букинге апартов.

Доехали без задержек примерно за час. С дороги попытались позвонить по телефону, указанному в бронировании, чтобы забрать ключи. Абонент был вне зоны действия сети. Это напрягло, но пока не сильно – заказанные апартаменты были отмечены на мапс.ми, и я рассчитывал увидеть на месте какую-нибудь вывеску. Однако вблизи точки на карте ничего похожего не было, а телефон по-прежнему не отвечал. Отпустив водителя, оставил девушек на остановке с сумками, а сам пошёл по окрестностям искать проклятые апарты.  Усыплённый наличием телефона хозяина, и отметкой на карте, я даже не сразу обратил внимание, что точного адреса в бронировании нет, только улица. Обойдя все окрестности, и поприставав к местным, минут через 30, несолоно хлебавши,  я вернулся к своим. Мои флюктуации не прошли незамеченными среди сидевших на другой стороне улицы парней, один из них снялся с насиженного места и подошёл к нам с вопросом, что мы тут ищем. Услышав про апартаменты, он рассказал, что это уже не первый случай, и несколько человек до нас так же пытались найти их, но не преуспели. Заодно и предложил услуги своего знакомого в части сдачи квартиры на сутки. Я, конечно, подумал, что вся эта история с толпами страдальцев без жилья может быть и выдумана для того, чтобы заполучить клиента, но с другой стороны – какая разница? Жилья реально у нас не было, телефон хозяина по-прежнему не отвечал – звонить в букинг? Да нафиг надо, деньги мы пока не платили, а тут надо срочно искать местную симку, вступать в переговоры  т.д.. И так потеряли уже больше часа, а так  вообще весь вечер убьёшь. Короче, забили, и на видавшем виды мерседесе хозяина поехали смотреть двушку. Квартира оказалась рядом, в самом центре, на ночь сойдёт. Главное, что кондиционер работал. Побросали вещи, пошли в магазин, и за сим-картой с интернетом. Уже темнело, и запланированный вечерний осмотр Коканда однозначно перенёсся на завтра.

ЗЫ: для тех, кто соберётся в Худжанд — не надо бронировать апартаменты Шахри Мо.

13 июля

Встал рано, побродил по квартире, пожрал, разбудил своих и… опять залёг подремать)). В общем, вышли в 9:15, поскольку изучение интернета показало, что достопримечательностей в Худжанде ровно 2,5. А первая из них находится как раз в одном квартале от нас. Сначала поменял в обменнике (9,42 за доллар) четыре сотки, потом за три минуты дошли до старинной крепости, в которой расположен музей. Чуть в стороне, скромно притулившись в тени, стоит явная скульптурная калька с римской волчицы, вскармливающей Ромула и Рема, в списки достопримов не попавшая, напротив — театр с фонтаном.

Сама крепость в классическом среднеазиатском стиле — огромный глиняный холм, наполовину облицованный снаружи новодельным кирпичом в рамках реконструкции. В восстановленной части — музей. К крепости вплотную примыкает территория парка с многочисленными фонтанами, приятного и тенистого.

Впрочем, тень уже не спасает от неумолимо надвигающейся жары — днём опять обещают 40, а сейчас не меньше 35. Пройдя парк насквозь, возвращаемся уже по набережной Сыр-Дарьи. Вода выглядит заманчиво прохладной, а на противоположном берегу виден песчаный пляж… Не поддавшись соблазну, уходим от набережной. Некоторое время я колеблюсь, ехать до мечети 15 века, или забить, но потом лень и нежелание потеть берут верх, и мы идём домой — остаётся 40 минут до оговоренного времени выезда.

Сыр-Дарья. На противоположном берегу городской пляж.

В 11 вызванное такси за 9 сомони довозит нас до автовокзала, откуда едут машины на Пянджикент и Душанбе, стоило нам показаться на улице, как на нас набросилась толпа водителей. С трудом отобрав рюкзак у одного, особо рьяного, который уже совсем собрался тащить его в машину, вступили в торг. С озвученных восьмидесяти (за машину) до 70 таксёры упали легко, но ехать за 60 артачились. Компромисс нашёлся в виде одного, из кондиционера чьего пепелаца ещё не вытек весь фреон — конкурентное преимущество оказалось неоспоримым, и мы ударили по рукам. Ехать пришлось в компании пивных кег, но разместились в принципе нормально. Правда, минут через 30 кондиционер сдох, но не думаю, что это была заранее спланированная подлянка. Примерно через час мы прибыли в Истаравшан.

Отпустив водителя, первым делом договорились в гостинице напротив насчёт того, чтобы наши сумка и рюкзак полежали у них пару часов, и пошли на осмотр невеликого культурного наследия Ура-Тюбе (это старое название городка).

Начали с древней мечети и медресе Хазрати Шох. Было как раз время намаза, поэтому попасть внутрь представлялось задачей нереальной. Несколько фото снаружи, и мы углубляемся в лабиринт узких улочек старого города.

Похоже, что местами в желобах прямо на улице течёт канашка. Доходим до мечети Кок Думбаз пятнадцатого века. Мечеть не действует, функционирует как культурный объект. Но вход бесплатный. Очень приветливая тётечка на входе кратко рассказывает основные факты, а потом отряжает с нами сына, чтобы тот показал нам ход на крышу. К сожалению, внутри мечети ничего не сохранилось, радуют глаз только великолепные резные двери на входе, резной же навес над колодцем (который, как нам сказали, фейковый, а на самом деле там был подземный ход), и мозаика снаружи. Ход наверх тесный, на крыше нужно ещё немного полазить, чтобы достигнуть верхней точки. Вид на Истаравшан глаз не радует — море однообразных крыш во все стороны, взгляд задерживается только на холме в центре с большой новодельной крепостью. Сейчас туда и пойдём.

Но сначала надо покушать — с завтрака прошло уже много времени. Отдал тётеньке на входе по собственной инициативе 20 сомони, и мы отправились на поиски едальни. Вернувшись по старинным улочкам снова в центр, расспрашиваем встречных прохожих, те показывают нам заведение в паре домов от нас. Обедаем там, в столовой, но весьма приличной, которая сейчас набита народом после закончившегося намаза. Очередь движется быстро, и всего за 49 сомони мы наедаемся досыта, а между тем мы взяли в том числе и абрикосовый сок, и порезанный арбуз.

Потом взяли такси, договорившись на 45 сомони, что мы посмотрим 2 объекта с ожиданием нас, потом заедем за вещами, а конечной точкой будет местный базар, где тусят уезжающие на Пянджикент таксисты. Крепость, конечно — разводилово. Точнее, снаружи выглядит неплохо, а вот на входе мужичок, помявшись, говорит — вы ведь иностранцы? Показывает пачку билетов и говорит: «ну эта…с вас по 2 доллара…ну давайте по 10 сомони, ладно». На просьбу дать билетик на память заявляет — это пока не те билетики, эти — для местных. Всё с вами ясно. А внутри крепости смотреть-то и нечего — ухоженные газоны, и концертная площадка в виде амфитеатра в центре. В общем, не нужно внутрь заходить.

Погрузив по дороге чемоданы, проехали в Сари-Мазор, известный своими огромными и древними чинарами. Их пять штук, на одной висит табличка, гласящая, что дереву больше 600 лет. Читал в интернете, что раньше их было девять, но в холодные зимы во время ВОВ четыре из них срубили и пустили на дрова для отопления школы.

По дороге на базар таксист специально проехал мимо огромного по провинциальным меркам ТЦ, совершенно пустого, и рассказал историю, что в таком виде здание стоит уже лет пять, а народ не идёт туда по принципиальным соображениям, типа, владелец по завершению строительства заявил что-то вроде «а у кого нет миллиарда денег, тот идёт в жопу тому здесь не место». Желающие отбыть в Пянджикент тусят в самом дальнем конце, таксист быстренько договорился с мужиком на Зафире по 70 сомони с нашего носа, тут же и поехали, поскольку двое желающих уже сидели на галёрке. Дорога неплохая, вскоре начались сплошные горы. Проехали длиннющий, более 5 км, тоннель Шахристан (мрачный, без света и вентиляции), на серпантине после него купили у пацана ведёрко абрикосов за десятку. Водитель почти не говорил по-русски, поэтому, когда я попытался выяснить стоимость его услуг для планируемого переезда в Душанбе, и для завтрашних экскурсий, то даже с привлечением по телефону его бати в качестве переводчика ничего не вышло. В городке Айни основная дорога уходит в столицу, а мы сворачиваем направо, в ущелье, пробитое рекой Зеравшан. Время от времени по нашим просьбам останавливаемся фотографировать.

В остальном поездка проходит достаточно рутинно, и мы приезжаем в Пянджикент около половины восьмого вечера. Отель, к которому нас привёз водила, нам нравится, решаем остаться тут на ближайшие две ночи. Трёхместный номер стоит от 42 до 51 бакса. Тут же при помощи парня с ресепшн, наконец, налаживаем коммуникацию с перевозчиком. За машину до Душанбе без доппассажиров он хочет 500, что в принципе коррелирует с известными мне ценами, но за заезд на озеро Искандеркуль (25 км в сторону), и ожидание там в течение 2-3 часов накидывает 300, что мне кажется грубоватым. Сговариваемся на 700 за всё. А на завтра его машина в принципе не подойдёт — надо полный привод и клиренс повыше. Ресепционист немедленно подгоняет нам своего знакомого за 450 сомони. При расчёте меня несколько неприятно удивляет факт, что с меня хотят за доставку из Истаравшана вместо 70*3 сомони почему-то 280. Оказывается, типа, в машине ещё оставалось одно место, и даже подходил какой-то желающий его занять (ну да, кто-то подходил), а он благородно не стал брать ещё одного пассажира, чтобы нам было комфортнее. Так-то всё правильно, но стоило предупредить заранее по любому! В ресторан идти все заленились, просто купили в магазине сосисок и всякой фигни, и поели в номере.

Где-то в начале четвёртого проснулся от ощущения, что что-то не так. Пару минут лежал и прислушивался к себе, как вдруг тело прошил сильнейший рвотный спазм. Настолько резкий и неожиданный, что даже не удалось добежать до унитаза. Дальше стало только хуже. Пришлось подрываться примерно каждые полчаса, причём только рвотой дело не ограничилось. Лекарства видимого эффекта не дали. Под утро в желудке и кишечнике практически ничего не осталось, но приступы продолжались. Удавалось только немного подремать между забегами в сортир.

КОММЕНТАРИЕВ - 8

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Чтобы написать комментарий, введите данные

Андрей
Вид с перевала Талдык впечатляет, Все красиво снято и хорошо описано. Как будто сам побывал!
admin
Спасибо!
Алексей
И текст и фотографии, как всегда, на высоте.
admin
Спасибо! Буду стараться удержать планку)).
Оксана
Ждем маэстро)
Андрей
Познавательно! Жду продолжения.
admin
Спасибо! Продолжаю по мере подготовки материала.
Сергей
Отлично, продолжай!