Португалия

Часть 1. Лиссабон.

0
  • Достопримечательности
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Португалия: успели много, но есть за чем вернуться. Сентябрь 2012 г.

Часть 1. Лиссабон.

Не очень романтично в этом признаваться, но Португалия замаячила на горизонте, как одна из стран, на полёт в которую можно с толком потратить накопленные в МуМу (Miles & More) мили. Всего 15000 миль, если брать билеты по флайсмарту, и ещё 15000 на оплату сборов – таким образом, перелёт из Нижнего Новгорода в Лиссабон (или три других португальских города на выбор) обойдётся в… да вообще бесплатно! Хотя врать не буду – желание посетить эту страну тоже имело место.
За две недели до предполагаемой поездки «оплатил» билеты, слегка побаиваясь продолжения забастовок персонала Люфтганзы, который как раз в этот момент пытался выдавить из своих боссов пятнадцатипроцентную прибавку к зарплате. Однако ничего страшного не произошло, только вот почему-то выбор мною мест при онлайн-регистрации по дороге «туда» был благополучно проигнорен, и девушка на стойке выдала нам посадочные в разных концах салона, причём заметил я это не сразу. Однако нет худа без добра – при поисках варианта совместного сидения были обнаружены два пустых первых ряда в начале салона, где мы замечательно и разлеглись во весь рост при попустительстве стюардесс. Я волшебно проспал до Франкфурта, лишь ненадолго прервавшись для приёма пищи. Стыковка была достаточно удобной, и уже в 11:20, зайдя на посадку прямо между высотками жилых кварталов, мы приземлились в столице Португалии.

Ухватив сразу же на стойке инфо карту Лиссабона, спустились в метро, выход в станцию которого находится прямо в аэропорту. Благодаря отчёту участника авторушной конфы Moreman’a, удачно выложенному накануне, без долгих разбирательств быстренько прикупил многоразовый программируемый билетик для городского транспорта viva viagem, на который закинул 5 баксов, позволяющие кататься 24 часа с момента первого прохода практически на всём общественном городском транспорте. Стоит заметить, что покупка такого проездного, если вы собираетесь пользоваться услугами средств передвижения более двух раз за сутки – дело более чем оправданное. Одна поездка на метро, к примеру, стоит 1,75 евро, на трамвае за наличные – 2,85 евро (при списании с карты viva viagem будет дешевле), на фуникулёрах и лифтах – 3,5 – 5 евро. Другое дело, что в трамвае, к примеру, запросто можно проехать зайцем – но тут уж как повезёт.
Метро простое и понятное, пересадки затруднений не вызывают, в общем – подводных камней нет. Так как первые два дня мы собирались провести в Лиссабоне без машины, апартаменты я выбрал поближе к историческому центру, в районе Байша, ну и в пешей доступности от метро – не более 200 метров.
Выйдя из-под земли, мы сразу попали в самую середину старого города. Точнее сказать, в те несколько кварталов, которые после разрушительного землетрясения в 1755 году были отстроены заново, только уже не хаотичными кривыми переулками. С тех пор Байша – не очень большой кусочек в центре старого города, где можно ходить, не опасаясь заблудиться :).
Для прекрасной половины человечества сразу же хочется сделать ремарку – не стоит брать с собой в Португалию туфли на каблуке – покрасоваться в них вы сможете разве что где-нибудь в ночном клубе. Дело в том, что вся историческая часть и бОльшая – остального города вымощена мелкой брусчаткой. Ходить будет невозможно, никто из местных даже и не пытается.
С поиском апартаментов возникли некоторые затруднения, пришлось нарезать пару кругов и опросить троих местных. Наконец, обнаружил искомое, опознав по ма-алюсенькой табличке сбоку от подъезда. Судя по схожим сложностям, описанным в других отчётах, они тут все скромняги, не любят рекламироваться. Апарты понравились, двухкомнатные, с балкончиком, высокими потоками. В подъезде установлен автомат, в ответ на оплату брони выплёвывающий карточку для доступа, так что заселится можно самостоятельно.

Кому надо – вот ссыль на апарты на букинге.  Сбросили багаж, переоделись и пошли знакомиться со столицей.
Говорят, Лиссабон не Лиссабон, если не побывать в Алфаме – старинном районе, выстроенном на скальном основании и уцелевшим во время землетрясения. Туда мы и направились, запланировав, однако, сначала по дороге заглянуть ещё в пару мест, про которые нам нашёптывал путеводитель. Прямо от наших апартаментов по пешеходной Rua Augusta через высокую арку выходим на Торговую площадь с конной статуей короля посередине, которая сейчас, впрочем, ограждена щитами, что изрядно портит пейзаж. На этой площади через 3 дня соберётся огромная толпа протестующих против повышения налогов португальцев, но мы уже будем далеко :).

Заранее хочу немного извиниться за некоторые огрехи в фотографиях — по недосмотру весь первый день был снят в формате jpeg, что породило некоторые трудности при обработке.

Арка перед Торговой площадью. Брусчатка, кстати, вовсе не мокрая — она так блестит постоянно.

В стороны, насколько хватает глаз, тянется река Тежу, здесь, в устье, больше напоминающая солидный морской пролив. Справа – прекрасный вид на мост 25-го Апреля и статую Христа с раскинутыми руками на другом берегу. Мы идём в другую сторону, мимо церкви Консейсан Велья на улицу продавцов трески – тут стоит дом с любопытным фасадом. Мне бы, пожалуй, хотелось бы пожить в нём в тот период в молодости, когда я носил браслеты с шипами и куртку-косуху – здание органично впишется в необходимую для жанра тяжёлого металла атрибутику. Весь его фасад словно утыкан четырёхгранными заклёпками.

Пройдя немного дальше, замечаешь, что переулки становятся уже и круче, а дома выглядят беднее – это и есть начало Алфамы, знак, что можно с берега Тежу сворачивать влево и подниматься по крутым лестницам в запутанный лабиринт улочек. Там не очень чисто и аккуратно, везде на верёвках сушится бельё – как, впрочем, и повсюду в Лиссабоне: нет ни одной фотки из старой части города, где бы в кадр не попала верёвка с развевающимися трусами. Но зато именно тут удаётся лучше почувствовать дух города.

Угадайте, что это за фигня над головой? :))

Побродив немного, возвращаемся назад – чтобы посмотреть собор Се, церковь Санту-Антониу и заодно совершить ещё одно ритуальное действо – прокатиться на знаменитом ретро-трамвайчике, которые, впрочем, исправно мельтешат по улицам вовсе не как приманка для туристов, а как полноценный вид общественного транспорта. И если в новых районах курсируют вполне современные трамваи, то здесь во многие переулки и повороты пролезет только вагончик из середины прошлого века. Проехать нам надо всего две остановки – до мирадора Санта Лусия, проездной viva viagem работает, внутри трамвая установлены считыватели, к которым надо поднести проездной.

Церковь Санту-Антониу.

В трамвайчике. На лобовике крупно — цена разового билетика за наличные.

Мирадор находится позади одноимённой церкви, украшенной традиционными португальскими азулежу. Азулежу – изразцы синего цвета, считается, что в Португалии их привнесли мавры. Мавров вышибли, а характерная керамика осталась, и теперь очень распространена повсюду – ей украшают стены домов и церквей, делают посуду и кухонную утварь, да мало ли ещё что. С мирадора открывается вид на реку, море — красных черепичных крыш и церковь Сан Висенти ди Фора. Местные не парятся условностями – девушка фривольно развалилась на лавке, курит и болтает с кем-то по мобильному.

И девушка на лавке, и азулежу на стенке…

Если пройти от мирадора метров триста в гору, как раз попадаешь к входным воротам крепости Сан Жоржи. Вид из неё ещё лучше, и неудивительно – над округой эта точка, безусловно, господствует. Руины были отреставрированы во времена диктатуры Салазара, билетик стоит 7.50, а касса расположена метров за 50 до входа, так что лучше смотреть по сторонам, а то придётся ходить вверх-вниз по горе. Вход и выход в крепость, к сожалению, только один, поэтому мы, добросовестно облазив все стены (что вовсе не обязательно делать так дотошно – кроме видов, всё равно наверху нет ничего интересного), были вынуждены вернуться тем же путём. Маршрут хотелось сделать более логичным, поэтому мы попытались найти короткую дорогу к следующему объекту наших интересов — церкви Мария де Граса с расположенной рядом ещё одной смотровой площадкой. Однако только поблуждали в узких кривых улочках под стенами крепости и, набредя на небольшую кафешку, так и засели в ней. Заведение было расположено стратегически правильно – не мы одни хотели отыскать заветную дорогу, но, как и все, рано или поздно оказывались в пределах досягаемости обаятельного зазывалы, который не упускал своего шанса минимум в трети случаев. С самого начала у меня был настрой на побережье питаться морепродуктами, и наш первый заказ не стал исключением. Салат из всяких морских гадов, густой супчик и жареная треска пролетели на ура, как обычно, не расстроив размером порций. Прекрасно улёгшееся сверху местное пиво настроило на благодушный лад и резко снизило двигательную активность.

Хочу обратить внимание на то, насколько забавно деревья, стоящие сзади, пародируют собеседников :))))

Минут через 20, героическим усилием воли преодолев лень, тем же путём спустились до трамвайной остановки, а уже от неё снова полезли в гору – метров 500 вверх по улице. Церковь Мария де Граса ничем не примечательна, вид на город от предыдущего отличает только возможность посмотреть на крепость Сан Жоржи с другой стороны. Зато прямо отсюда можно по лестницам спуститься почти в самый центр. Так мы и делаем.

                                                               Вид с мирадора у церкви Мария да Граса на Лиссабон, крепость и мост 25 апреля.

Внизу натыкаемся на довольно большой Спар – это, кстати, редкость в старых кварталах – и решаем слегка прикупить продуктов: у нас же апартаменты!
Покупки приходится отнести домой (2 остановки на метро, 24-хчасовой проездной рулит!), а потом уже без пакетов можно идти на площадь Росиу – пожалуй, действительный центр Лисабона. Улочки Байши заполнены столиками с туристами, пёстрой толпой приезжих, уличными музыкантами. Через многонациональную толпу мы, не торопясь, продвигаемся к цели путешествия, график поездки в этот раз у нас не напряжённый, и я смакую отсутствие необходимости спешить. В переулке сбоку виден характерный силуэт одного из самых узнаваемых сооружений португальской столицы – лифта Санта Жушта. Подходим ближе, но очередь с виду кажется достаточно большой, чтобы тратить то немногое время, что осталось до темноты. Решаем отложить знакомство до завтра. До площади Росиу отсюда рукой подать. Это – исторический центр города последние этак лет 700. Раньше здесь была штаб-квартира инквизиции, жгли еретиков, но после землетрясения всю округу пришлось отстраивать заново. Теперь в центре площади возвышается 27-миметровая колонна со статуей императора. Площадь вымощена брусчаткой с интересным узором – глаз упорно видит волнистую поверхность и вступает в противоречие с остальными чувствами. Молодёжь сидит группками прямо на земле и общается. Проходим ещё немного вперёд – до красивого здания железнодорожного вокзала и начала широкого проспекта Свободы с зелёным сквером посередине. Честно говоря, за сегодняшний день мы походили изрядно и устали, поэтому дальнейшие экскурсии остаются на завтра – просто возвращаемся в апартаменты, готовим купленную в магазине паэлью и запиваем её портвейном. Вроде и с детства (sic!) знакомый вкус, но букет и качество…м-м-м, так и пил бы.

Площадь Росиу.

Железнодорожный вокзал.

Конечно же, в Португалии надо пить именно портвейн, и ещё — Vino Verde – молодое, светлое, и чуть газированное вино. Я так и делал, лишь пару раз поддавшись искушению выпить пива в самые жаркие дни. И то – если бы моё знакомство с Vino verde состоялось раньше, то пиво, скорее всего, отправилось бы на скамейку запасных. Что удивило – целенаправленно искал во всех магазинах продукцию знаменитой марки Sandeman. Не нашёл!!! Я не знаю – может, это такой хитрый маркетинговый ход, может, ещё что, но ни в одном из магазинов интернациональных торговых сетей (Pingo doce, Intermarche, Continente, и вроде ещё в каких-то), и в 4-5 специализированных – продукция Sandeman не представлена! Ну и пошли они на хрен с таким отношением к потенциальным клиентам – у конкурентов портвейн не хуже. Забегая вперёд – живьём увидел только в дьюти-фри перед отлётом домой.

19.09

С утречка отправились прямиком к лифту Санта Жушта. Народу было не меньше, но теперь отступать было некуда. Оказалось, впрочем, что 2 кабины лифта, ездящие синхронно, достаточно вместительны – в один присест берут «на борт» 40 человек, и мы попали в первую же загрузку. Наш суточный проездной в очередной раз сэкономил нам немного денег. Лифту в этом году исполнится 110 лет, высота, на которую он поднимает людей – 32 метра. Можно пешочком подняться ещё на несколько метров на смотровую площадку. В некоторых отчётах указывалось, что за это берут отдельную плату, однако никаких попыток взять с нас деньги я не зафиксировал.
С этого искусственного мирадора открывается хороший вид на находящуюся в непосредственной близости площадь Россиу, на Байшу и на крепость. Пандус от верхней площадки лифта выводит прямиком к археологическому музею.

Вид с площадки над лифтом Санта Жушта на площадь Росиу…

…и наоборот — с площади на лифт и смотровую площадку. Справа от лифта видны руины церкви — её специально до конца не восстанавливают в память о жертвах землетрясения. С другой стороны церкви — вход в Археологический музей.

Лифт Санта Жушта.

Площадь Луиша де Камоэнса.

Оттуда, немного забирая в сторону, доходим до площади Шиаду и спускаемся на берег Тежу, как раз в район последней станции метро. Здесь можно сесть на трамвай (№5) и на нём добраться до монастыря Жеронимуш. За трамваем нам приходится бежать сломя голову, еле успеваем вскочить в уходящий вагон. Ехать не очень долго, минут 20. Большинство туристов зачем-то выходит на остановке Белен, хотя монастырь расположен на следующей. Путеводитель в раннем выходе глубокого смысла тоже не видит, обещая всего лишь многочисленные кафешки на Rua de Belem, но, по моему мнению, для приёма пищи ещё слишком рано.
Монастырь красив и велик, и вместе с Беленской башней – чуть ли не единственные уцелевшие памятники эпохи открытий. До 1500 года на месте монастыря была всего лишь небольшая часовня, в то время стоявшая прямо на берегу Тежу – в ней молился Васку да Гама перед отплытием в 1497 году в Индию. Забавно – готовя этот отчёт, с удивлением узнал, что в той экспедиции повсеместно товары португальцев не производили впечатления на местных, торговля шла плохо, а в случае дурного настроения да Гамы любимым развлечением было обстрелять «на всякий случай» прибрежные селения. Тем не менее, даже того, что португальцы сумели выкружить в явно неблагоприятных для негоций условиях, и потеряв два корабля из четырёх, с лихвой хватило, чтобы окупить экспедицию. Шестидесятикратно – нормальный такой бизнес! Естественно, что португальский король ощутил лёгкую эйфорию от коммерции и на радостях начал строить в 1500 году этот самый монастырь, в котором впоследствии и был похоронен Васку да Гама. Строили его долго, лет 70, соответственно архитекторы участвовали разные и постройка получилась, скажем так, слегка неоднородной. Сейчас в здании располагается действующая церковь, Морской музей и Национальный музей археологии, а часть помещений просто открыта для посетителей. Народу очень много.

 

 

Дошли до памятника первооткрывателям на берегу. Наверху у него есть обзорная площадка (доступ три евро), но мы туда не пошли: обозревать особо вокруг было нечего – это раз, и два – у нас уже были билеты, включающие дополнительно к посещению монастыря заход на башню, вид с которой явно должен был быть не хуже. Оптом, кстати, дешевле, чем отдельно в каждое место – на пару евро. Прогулялись по набережной пешком до Беленской башни. Кстати, Белен по-португальски означает Вифлеем. Идти около километра. Башня раньше охраняла вход в лиссабонскую гавань, выполняя по совместительству роль каземата для особо «избранных» заключённых. Наверх, на смотровую площадку ведёт одна-единственная узенькая лестница, на которой периодически случаются самые настоящие пробки, можно ждать очереди на подъём или спуск 4-5 минут.
Нагуляв себе аппетит и нашатавшись по жаре, пообедали тут же неподалёку в кафе с самообслуживанием. Быстро и недорого. В многочисленные кондитерские заходить желания не возникало – ко всяческим плюшкам у нас в семье все относятся более чем равнодушно.

Памятник первооткрывателям.

Беленская башня.

Поскольку на часах был уже вовсю второй час, наша суточная халява с проездными закончилась. Стоило пополнить карточки, но я нигде не видел автоматов, таких, как в метро. Пока ждали трамвая, я даже оббегал все окрестные ларьки в поисках возможных вариантов, но безуспешно. Пришлось вспомнить школьно-студенческие времена, и, зорко поглядывая по сторонам, доехать до метро без билета. Отдать 5,70 евро на ровном месте не позволила жаба ;). В метро деньги добавили легко и элегантно – 10 евро на 2 карты ещё на 24 часа.

Приехав в апартаменты, устроили себе небольшую сиесту, а посмотреть ещё что-нибудь выбрались уже ближе к вечеру. Снова прошли через площадь Россиу чуть дальше, чем вчера – мимо дворца Фош прямо к подножью фуникулёра Элевадор да Глория. Тоже заслуженный механизм, работает больше века, вагончиков там два, посреди подъёма рельсы на небольшом участке разделяются, и вагончики разъезжаются встречными курсами. На нём можно подняться ещё на один мирадор. По карточке проезд бесплатный, без – 3,5 евро, периодичность рейсов – минут десять.
В непосредственной близости от смотровой площадки происходит какой-то гламурный раут – кусок террасы огорожен, длинноногие девушки разносят фужеры с напитками, а человек сорок собрались в небольшие кучки и общаются. Прессы нет, из чего делается вывод, что тусня – сильно местного значения, скорее всего – корпоративный междусобойчик.

Зафиксировав очередной лиссабонский вид на фото, той же дорогой спустились вниз и зашли в туринфо с целью взять новую карту вместо выпущенной из рук на мирадоре. Офис расположен тут же, во дворце Фош. Затем сели на метро и с пересадкой минут за 40 добрались до Парка наций.
Парка по большому счёту там никакого нет, зато есть достаточно большая пешеходная зона вдоль набережной, огромный ТЦ «Васку да Гама», океанариум неподалёку, канатная дорога вдоль берега (куда и откуда она ведёт – выяснять было лень), и прочие туристические радости. Территория эта была освоена в 1998 году для всемирной выставки ЭСКПО, длившейся 4 месяца. Здесь неплохо гулять, масса мест, где можно посидеть, а наиболее привлекательный для посещения объект – океанариум. Но именно он нам неинтересен, поэтому мы просто ходит, вежливо пропуская многочисленных местных, бегающих трусцой по бережку. Слева на берегу стоит какое-то явное подражание «парусу» Burj al Arab в Дубаи и видно семнадцатикилометровый мост через Тежу. Озадачила увиденная тут же скульптурная группа из нескольких безруких торсов, засунутых головами друг другу, я извиняюсь, в задницы. Идею не понял — а фото жопокреатива можно посмотреть чуть ниже.

Когда уже стало почти темно, спустились в огромный продуктовый супермаркет в цоколе Васку да Гама и прикупили там вкусняшек на ужин и портвейна (мне) с пивасиком (супруге). Из ТЦ есть выход непосредственно в метро (наверху, кстати – ж/д вокзал), до апартаментов добрались без неожиданностей. На следующее утро надо было идти за машиной, поэтому я извлёк навигатор и во избежание неожиданностей сразу забил наши апарты в качестве home point.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные