Иркутск

День 20: Байкал. Путешествие по КБЖД.

4
  • Достопримечательности
  • Красоты природы
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Вступление

Часть 1

День 20: Байкал. Путешествие по КБЖД.

20 день. Тур на экскурсионные поезда, как я понял, можно купить только в допущенных к пирогу уполномоченных турфирмах. Бизнес, должно быть, неплохой – к примеру, в нашем ретро-паровозике из трёх вагонов в этот день ехало 170 человек. А 4000 за взрослый билет, и 3000 за детский, умноженные на 170, дают в итоге неплохую сумму. Впрочем, затраты на поддержание в работоспособном состоянии всего этого железнодорожного хозяйства тоже должны быть немаленькими, ведь большого практического значения эта тупиковая ветка сейчас не имеет.
Если обратиться к истории вопроса, то можно узнать, что строили КБЖД в начале прошлого века, стройка была сложной только тоннелей было пробито более 40, а счёт мостам и другим инженерным сооружениям идёт на сотни! За время строительства официально погибли 516 человек, а для прокладки каждого километра дороги пришлось потратить вагон взрывчатки.
Изначально железная дорога проходила из Иркутска по левому берегу Ангары до порта Байкал, и далее вдоль озера. В 1956 году, когда ввели в эксплуатацию Иркутскую ГЭС, участок, шедший вдоль берега Ангары, затопило, и второй отрезок, от порта Байкал до Слюдянки, оказался тупиковым, поскольку железную дорогу в новом варианте вместо затопленного отрезка построили напрямую. К этому времени уже появились мощные локомотивы, способные втащить тяжёлый состав на перевал между Иркутском и Байкалом.

Экскурсионный паровоз. Работает по очереди с современным, через день.

Начинается мероприятие в 7:40 у Драмтеатра – всех забирают автобусы. Можно присоединиться в Листвянке, если едешь до неё самостоятельно, но большой экономии и смысла в этом нет – ценник уменьшится всего лишь на 200 рублей. В Листвянке всех шустро распределяют по нескольким маленьким судёнышкам, и переправляют в Порт Байкал, где и начинается железнодорожная часть поездки. Передвижение происходит очень неспешно, паровоз – 1954 года выпуска с заготовленной горой дров шипит паром, громко гудит и капает водичкой из многочисленных технологических и не очень дырок.

В течение поездки предусмотрено несколько остановок, хотя аттракции на них впечатляют не особо: хоть полуразрушенный домик главного по водокачке, хоть Итальянская стенка, действительно построенная итальянцем, да и конструктивно напоминающая стену замка где-нибудь в Тоскане, да и остальное примерно той же степени крутизны.

В целом к концу экскурсии я конкретно подзадолбался от безделья. Заодно выяснилось, что скорость, с которой ползёт наш паровоз, определяется не его древностью, а соображениями безопасности – при строительстве в силу сложного рельефа пришлось делать повороты с радиусами меньше разрешённых, да и обвалы и обрушения происходят достаточно регулярно, и поэтому скорость на данном участке ограничена цифрой 27 км/час.

Тоннелей на участке много, несколько десятков.

Эстакада поверх путей для горного ручья.

Единственная сохранившаяся на дистанции колонка для заправки паровозов водой. Резервуар находился выше по склону горы.

Еле дождался прибытия в Слюдянку, пофотал вокзал (говорят, единственный в мире, полностью сделанный из мрамора), церковь, и закупился омулем несколько дешевле, чем предлагали проводники поезда и местные продаваны во время остановок. Рыбка холодного копчения поехала домой, а два хвоста горячего были съедены тут же под пивас. В Листвянке наш ретро-поезд отцепили, заменив на вполне современный, и мы уже по Транссибу отправились назад, в Иркутск. В целом понравилось не очень, слишком долго, и отнимает целый день, а супервидов так и не случилось. Хорошо хоть, что к середине дня погода совсем наладилась.

Общее резюме по Байкалу будет таким – если хотите почувствовать красоту и величие этого национального природного памятника, то ехать надо на север, в район острова Ольхон, и дальше. Это моё предположение, надеюсь, верное. В южной части Байкал не произвёл на меня никакого впечатления, и даже больше – вызвал разочарование, поскольку ожидания оказались завышенными.

КОММЕНТАРИЕВ - 4

Чтобы написать комментарий, введите данные

Сергей
Как будто сам побывал! Спасибо за труды и прекрасный отчет!
admin
Сергей, спасибо.
Роман
Мощный отчет!
admin
Какая поездка, такой и отчёт! :-)