Саяногорск

Выходные в Сибири: Саяны и Енисей.

0
  • Горные лыжи
  • Достопримечательности
  • Красоты природы

Вот и сбылись мечты идиота — мы едем в аэропорт, а карман приятно отягощают распечатанные посадочные на перелёт Нижний — Москва — Абакан. Не, ладно, не совсем идиота, да и не то, чтобы вот мечта всей жизни, но интерес к Хакасии у меня проснулся довольно давно. Природная живость характера и любопытство к посещению новых мест в сочетании с довольно ограниченным в нашей стране числом вариантов горнолыжного отдыха делали для меня Абакан достаточно привлекательной локацией — ведь менее чем в 100 км от него находилась гора Гладенькая пусть и с невеликим количеством трасс, зато с перепадом высот целых 800 метров, что автоматически гарантировало место в «дисяточке», уступая по этому параметру только курортам Кавказа.
Стандартный перелёт из НН туда неприлично дорог, поэтому конкретных планов я не строил, уповая на какую-нибудь распродажу (лучший способ замутить путешествие!). С момента, когда Гладенькая попала в поле моего зрения, несколько таких счастливых случаев я благополучно прогадил — то уже уезжал куда-то, то поздно спохватывался, но осенью 2018 года звёзды, наконец, сошлись, и в календаре появилась запись — на мартовские праздники мутим «Фрирайд по-сибирски — 3»!
…В аэропорту первый, пожалуй, раз столкнулись с траблами при сдаче багажа — у нас был безбагажный тариф, позволявший, тем не менее, везти горнолыжное снаряжение бесплатно (билеты от S7). Жена, как и раньше, привычно запихнула все ботинки в одну сумку, и вот тут и сегодня это не прокатило. Девушка на регистрации сначала долго консультировалась с местным представителем (а тот — с Москвой) и выкатила нам в итоге предъяву следующего характера: типа, мы не можем досматривать ваши вещи, и ваша сумка ни разу не похожа на чехол для ботинок; а что, если вы туда напихали(!) всяких (!!) шмоток(?!!)? (Конечно же, мы напихали, но могли бы, если б знали заранее, запросто уместить их все в наши разрешённые 30 кг ручной клади). В общем, платите за место багажа 3000 и летите с богом. Или упаковывайте все ваши три пары ботинок по отдельности. Занимать принципиальную отрицательную позицию по этому поводу я не стал в виду отсутствия перспектив решения на месте, оплатил требуемую сумму, и багаж благополучно уплыл в недра аэропорта. Сдаётся мне, что подобная дебильная принципиальность свойственна только сотрудникам провинциальных аэропортов — в частности, пока стояли к стойке регистрации, первый раз за многие годы наблюдал, как со стойки аэрофлота отправляли людей пихать ручную кладь в шаблон; при этом во всех случаях она туда поместилась(!), что говорит об изначально вполне приличных её размерах.
…До Москвы долетели вполне обыденно, проторчали положенное время до стыковки, а вот на регистрации и далее началось что-то странное, такое ощущение, что у всех конкретно подгорало насчёт нашего вылета. Через пять минут после открытия посадки девочки за стойкой надрывались как потерпевшие, что опаздывающих (это за 15 минут до официального окончания посадки!!!) срочно ждут, и что это ласт колл. Дальше — больше: стремительно задраили люки и во время вылета, когда в лучшем случае борт ещё только отчаливает от рукава, мы уже разгонялись по взлётке. Дальше — больше: в 6:15 я уже стоял перед багажным транспортёром в Абакане, несмотря на то, что официальная посадка должна была состояться только в 6:45. В связи с этим был срочно и безжалостно, невзирая на ранний час, набран Алексей, ответственный за наш трансфер (подгон от саяногорского агентства). Алексей к такому раннему прибытию готов не был и любезно согласился за нами не ездить, и дать возможность решить вопрос на месте. Очень кстати — рядом уже нетерпеливо переминался с ноги на ногу Александр — владелец минивена, что уже хорошо, и что ещё лучше — позволяющий сэкономить нам 500 руб. от первоначального ценника 2500. Загрузились и поехали вместе с первыми проблесками зари на тёмном небе.

Что поразило сразу — снега в Абакане и окрестностях нет вообще! Поэтому заготовленный заголовок отчёта про «фрирайд-3» отпал сам собой. А я, честно говоря, даже не интересовался этим вопросом, будучи уверен, что уж тут-то проблем со снегом ждать не приходится! Как же — всего в 200 км по прямой отсюда — Шерегеш, да и Приисковый тоже не дальше. И вот мы катим по степи, кругом трава и не хватает только стада пасущихся коров. Зато встающее солнце окрашивает редкие облака в чудесные оттенки розового, а на горизонте уже видны Саяны.

Справа как раз появляются трубы Саяногорского алюминиевого завода, принадлежащего Дерипаске, третьего в стране по объёму продукции.
Такси в целом здесь не дешёвое, пока едем, Александр в оживлённой беседе рассказывает в том числе и о причинах этого. С его слов, приходится закладывать в цену поездки и стоимость обратной дороги, так как найти пассажира сейчас обратно в Абакан ему просто нереально, в отличие от Москвы и других крупных городов. Снега не было уже давным давно, тот, что был, ветрами сдувает в предгорья, да и вообще — вторую неделю стоит плюс. Тут как раз слева показывается Енисей без малейших признаков льда, выступая в качестве подтверждения сказанного, и вызывая у меня разрыв шаблона со словосочетанием «сибирские морозы». Впрочем, истинная причина отсутствия льда на Енисее кроется не в климате, а в близком соседстве с Саяно-Шушенской ГЭС: вода для сброса поступает из глубины водохранилища и из-за этого её температура далека от точки замерзания. Поэтому в окрестностях Саяногорска Енисей не замерзает никогда, лёд появляется уже только в районе Абакана.

Заселившись, не расслабляемся, и, позавтракав, выдвигаемся на гору (начинает работать в 10). Что здесь нехорошо — так это то, что нормальная дорога к подъёмнику отсутствует. Гостиница комплекса находится от нижней станции креселки в 7 км, подозреваю, что проживающих там возит какой-нибудь специальный транспорт, остальным же приходится добираться самостоятельно, и радости это не добавляет. Если тачка из Саяногорска до гостиницы спорткомплекса (24 км) оценивается примерно в 400 плюс-минус рублей, то добавление сюда семикилометрового отрезка до креселки сразу же увеличивает прайс ещё на 250-300, потому что дорога, мягко говоря, не очень. Есть альтернативный вариант — подъехать прямо на середину склона, к верхней станции первой креселки, но и тут состояние дороги едва ли не хуже, а плохой участок даже немного длиннее.

На Гладенькой горнолыжная инфраструктура представлена тремя подъёмниками: медленная самарская парнокреселка поднимает катальщиков с самого низа, на второй очереди, наиболее популярной среди хорошо катающихся, работает четырёхместная татрапома, впрочем, в несколько усечённом варианте — движущаяся лента на посадке, которая должна выравнивать скорость пассажиров и кресла при посадке, не работает; и бугель от верхней станции второй очереди, уводящий резко вправо с небольшим набором высоты по хребту, с которого идёт катание. Бугель, как и две трассы, которые он обслуживает, сейчас не работает — уверен, что из-за отсутствия снега, так как система искусственного оснежения есть только на основной трассе. Таким образом, для катания доступна только эта самая основная трасса (напомню — с внушительным перепадом в 830 м), и условно внетрассовые вылазки слева и справа от неё, которые сводятся к поиску проходов между многочисленными камнями и курумниками на склоне.

Впрочем, если представить себе пару мощных снегопадов и сантиметров 70 дополнительного снега на склоне, то фрирайд обещает быть весьма неплохим. Так мы и катаемся — то отжигая по реально классной верхней очереди, то шныряя по кустам и буеракам, а иногда резвимся на пологой нижней трассе. В частности, дочь спускалась там на одной лыже, а я — в свитче.

Я ещё хотел попасть на вторую трассу, идущую с самого верха, но небольшая разведка показала, что траверснуть туда не получится из-за отсутствия снега, а идти пёхом чуть ли не километр по камням представлялось слишком уж геморройным для данного результата.

Вид на неработающий верхний бугель. Заход на тамошнюю трассу — справа от второй/третьей опоры бугеля (если считать от верхней станции).

В общем, докатали до закрытия с получасовым перерывом на обед в кафешке на склоне, вызвали такси (приехало из Саяногорска), и с заездом в магазин вернулись на квартиру. Заканчивая с описанием Гладенькой, добавлю, что дневной скипасс стоит штуку, есть вариант на полдня, ну и более длительные версии, включая сезонный. Саму карту приходится покупать, впрочем, дополнительные 100 рублей не сильно обременяют кошелёк. Есть варианты проживания относительно недалеко от горы — это гостиница Гладенькая, и комплекс Жарки, но опять же — первая в 7 км от горы, второй — в 10, так что о ски-ин речи нет. А вот ценник немаленький, и даже затраты на тачку при съёме хаты в Саяногорске позволят сэкономить приличную сумму. К тому же, как ни крути, до цивилизации отсюда выбираться тоже только на тачке, и это тоже однозначный минус. Ну и есть размещение прямо на склоне — несколько домиков прямо посреди горы, у станций креселок, но условия там спартанские, а с возможностью куда-нибудь выбраться — совсем беда. Да, если соберётесь в те края, рекомендую на официальном сайте ознакомиться с графиком работы комплекса — например, в данный момент Гладенькая не работает по понедельникам и вторникам.

На второй день планы были такие: доехать до Саяно-Шушенской ГЭС, повтыкать на плотину с обзорной площадки в посёлке Черёмушки, а потом покататься на тамошней горке. Можно было бы теоретически вдарить ещё по ленинским местам — съездить в Шушенское (примерно 70 км от Саяногорска), но фотографии в интернете тамошнего этно-исторического комплекса воодушевили не настолько, чтобы потратить еще кучку денег на местное недешёвое такси.
Времени на намеченное много было не нужно, выехали около полудня. Прайс на такси стандартный — до смотровой площадки 600 руб, по дороге делали несколько остановок, фотографировали, в том числе и ГЭС в посёлке Майна, которая работает в паре с основной Саяно-Шушенской, и со своим небольшим водохранилищем является чем-то вроде буфера при резких колебаниях расхода воды. Всё это в итоге дало повод таксёру прикрутить сверху полтишок к оговоренной цене.

Саяно-Шушенская ГЭС впечатляет! Без фактов тут точно не обойтись, поэтому кратенько:
— это самая мощная ГЭС в России и 14 в мире.
— это самая высокая (242 м) плотина в России. Её толщина у основания – 105 м.
— это наиболее долго строившаяся плотина в России. Стройка была начата в 1963 году, а официальный ввод в эксплуатацию состоялся только в 2000 году из-за многочисленных проблем при строительстве.
— Саяно-Шушенской ГЭС принадлежит также печальный рекорд в отношении самой страшной аварии в истории российской гидроэнергетики: в 2009 году вырвало один из гидроагрегатов, забросив его прямо в машинный зал, следом с бешеным напором (380 куб. метров в секунду) пошла вода, практически разрушив внутренние помещения электростанции. Погибло 75 человек.

Раньше, говорят, была смотровая площадка на правом берегу реки, выше уровня плотины, откуда открывался вид на зеркало водохранилища. Сейчас из-за постройки аварийного водосброса доступ туда стал физически невозможен, поэтому приходится довольствоваться видом снизу. Хотя так, наверное, впечатляет ещё больше – даже на значительном расстоянии от плотины ощущаешь, насколько циклопическое это сооружение. Тут же установлен памятник – по злой иронии судьбы установили его менее, чем за год до катастрофы, причём трещина, которая рассекает монумент пополам, недвусмысленно вызывает ассоциации с техногенной аварией. А в память погибшим построили часовню.

Горка находится совсем рядом, представляя собой часть физкультурного комплекса при ГЭС. Просторов тут нет никаких, всего две трассы с перепадом 140 метров, одна по карте зелёная, но, имхо, и на синюю вытягивает, к тому же на ней построен небольшой сноупарк с парой кикеров, рейлами и боксами; другая — красная, относительно короткий крутячок. С ним, правда, есть одна проблемка — в самом низу трасса делает поворот по 90 градусов, и если разогнаться выше своих возможностей, то можно не вписаться в этот поворот. Чего я бы искренне не советовал — хлипкие сеточки с очень большой вероятностью не выдержат массы лыжника на скорости, а дальше его встретят совсем не тонкие деревья, или стенка кафешки с посетителями на веранде, которые, не иначе, тусят там как раз в ожидании подобной коллизии.

Ценовая политика здесь более гибкая, чем на Гладенькой — видимо, трезво оценивая свой потенциал, местное руководство предлагает в том числе часовые скипассы по 200 рублей, впрочем, саму карточку всё равно придётся купить за сто. Также доступны абонементы на полдня, день, и так далее. С графиком работы стоит ознакомиться заранее — помимо того, что есть выходные, в будни комплекс открывается в районе обеда.

Сайт комплекса — http://info-borus.ru/ski/ , инстаграм — https://www.instagram.com/hotel_borus_fsk_cheremushki/

Погода стоит замечательная, совсем не сибирская — где-то плюс 4, солнышко и почти штиль. Откатавши своё, вызываем местную тачку. Странно, но обратный маршрут стоит на 50 рублей дешевле. Впрочем, удовольствие ехать в ВАЗ 2114 с тремя парами лыж в салоне весьма сомнительное.
Дома в рамках подготовки к недопущению повторения ситуации с багажом вооружились купленной в магазине за 135 рублей стретч-плёнкой, и на всякий замотали каждую пару лыжных ботинок, оставив снаружи застёжки-липучки в качестве ручек. Получившиеся три обувные мумии, тем не менее, уложили в чемодан в надежде, что абаканские сотрудники не такие докапистые, как нижегородские.
В 5 утра приехал Александр, отвозивший нас сюда, в 6:05 мы уже разгружались в аэропорту Абакана. Сотрудница на регистрации выпучила глаза на сумку и недоверчиво протянула: «Это что, типа, ботинки?», на что я уверенным тоном заявил: «Ага, три пары. Хотите, давайте открою, посмотрите». Больше вопросов не возникло. А ещё в Абакане очень интересно устроен бизнес-зал — вход в него — снаружи, до общего контроля безопасности, зато внутри есть маленький собственный. Из-за этого сотрудники на контроле смотрели на нас недобро, когда мы попёрлись назад на выход, и смягчились только, когда узнали, что мы в Абакане первый раз, и не в курсе местных особенностей.

Возвращение домой с довольно длительной стыковкой в Домодедово прошло обыденно, родной город, как обычно в это время года, встретил низкими тучами, грязными оплывшими сугробами и липкой холодной мерзостью, периодически сыплющейся с неба.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные