Владимир

ПВД в Дюкинский карьер, плюс бонусом - экскурс в историю железнодорожной ветки на Ромодановский вокзал в Нижнем.

6
  • Достопримечательности
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине

ПВД в Дюкинский карьер, плюс бонусом — экскурс в историю железнодорожной ветки на Ромодановский вокзал в Нижнем.

8 сентября 2018 года.

Инициатором этой поездки стал (внезапно!) нижегородский филиал «Альпиндустрии». В свои сети заманивали планомерно – начали с интересной встречи с С. Ковалёвым, ходившим на Эверест, продолжили мастерклассом по вязанию узлов, затем цинично завлекли на практические занятия по скалолазанию на подпорной стенке внизу откоса, на Слуде, ну а потом доктор Ватсон уже не мог без трубки был предложен выезд на Дюкинский карьер, в котором, естественно, захотелось поучаствовать.
Как мог, втягивал в это дело жену и дочь. Не, ну на лекции они, конечно, не ходили, но вот на стенку я загнал обеих, и на карьер подписал тоже. Сын морщил репу, колебался, но в итоге решил не ехать.
Кстати — не помешает, пожалуй, небольшой исторический экскурс насчёт этой стенки для не-нижегородцев, ну и тех, кто не очень хорошо знает свой родной город. В 1896 году, после всероссийской выставки в НН, решено было соединить НН и Казань железной дорогой. Поскольку моста через Оку на тот момент не существовало, решили не использовать уже работающий Московский вокзал, а построить новый, на правом берегу Оки. Строительство вокзала, названного Ромодановским, было завершено в 1904 году, расположился он почти напротив ярмарки, и исправно принимал и отправлял поезда, пока в 1974 году огромный оползень не снёс довольно значительный кусок полотна. Я, хотя и был в тот момент совсем мелким, но помню, как с родителями ходил смотреть на последствия, и на всю жизнь запомнил скрученные в дугу рельсы и огромный завал с торчащими из него вековыми липами, вывороченными с корнем. И сейчас можно представить себе масштаб тогдашнего стихийного бедствия – если выйти на окский откос за парком аттракционов на Сурикова, то взгляду предстанет огромный выглаженный кусок склона, рассечённый противооползневыми террасами. Это и есть то самое место. В интернете есть материалы, авторы которых путают этот оползень, который привёл к закрытию ветки, с другим, более известным – который в том же 1974 году перекрыл окский съезд, перевернув трамвай. Видевши и тот, и другой своими глазами, авторитетно заявляю о том, что это были разные катастрофы.

Вид на место, где сошёл оползень, от реки.

Железную дорогу решили не восстанавливать – к тому моменту уже построили ж/д мост в Сартаково. Рельсы разобрали, вокзал и здания депо стали постепенно приходить в упадок. Вокзал был признан памятником архитектурно-исторического наследия, но это не сильно ему помогло. В начале двухтысячных здание было передано частной компании с условием восстановления исторического облика, реконструкцию провели грамотно, и даже получили за неё какую-то там профильную награду, теперь вокзал является офисом той самой компании (а по слухам, владелец прямо там и живёт), и радует глаз из-за забора своим красивым видом. Попасть внутрь просто из любопытства, к сожалению, невозможно — здесь производят львиную долю российских пластиковых карт, и безопасность поддерживается на уровне.

Вид от бывшего Ромодановского вокзала на Оку и метромост.

Если идти от вокзала по насыпи бывшей дороги, то слева будет интересный объект, около которого стоит задержаться. Это старинная водокачка, также признанная объектом исторического наследия. Как и Ромодановский вокзал до начала 2000-х, продолжает разрушаться, ожидая прихода своих инвесторов. Скорее всего, не дождётся, потому что разрушения, имхо, уже необратимы. При этом насосная станция — одно из самых привлекательных мест для любителей техногена.

В 90-х — 2000-х рядом с бывшей насосной станцией существовал автосервис. Сейчас хорошо видно, что вывозом отработки там заморачивались не сильно.

Это здесь дыры в полу хорошо заметны, а вообще везде уже слой земли, на нём растёт трава, кусты, и среди растительности — такие же дыры в подвалы, причём глубокие, метра 4. Надо быть очень осторожным, и смотреть под ноги.

Помню, несколько лет назад был сюжет на местном ТВ о спасательной операции сотрудников МЧС, вызволявших со дна одного из таких провалов поломавшегося сталкера.

Напротив станции, на берегу — одно из самых узнаваемых городских граффити.

О чём это я? Ах, да – стенка. Так вот, ж/д пути на всём протяжении до Мызы (куда сейчас переехала конечная станция для местных поездов, идущих на юг области) следовали вдоль крутого берега Оки, и примерно на половине их длины склон откоса укреплялся подпорной стенкой, сделанной из камня. В самом высоком месте высота стенки достигала 8 метров, и остатки её сейчас периодически служат местом тренировок для всех, кто в НН хоть как-то причастен к альпинизму, скалолазанию, и т.д. По бывшей насыпи в настоящее время почти на всём протяжении идёт автомобильная дорога, так что желающие могут сами проехать этим маршрутом (на пузотёрке лучше не пробовать). Правда, конкретно это место находится чуть в стороне, впрочем, на чём-нибудь полноприводном можно подъехать и туда, если не боитесь заляпать всю машину грязью. Дренажные штольни, пробитые в окском откосе для отвода воды многочисленных родников, в большинстве своём сейчас заброшены, остатки одной из них сейчас как раз можно видеть в основании стенки для лазания. Равно как и весело журчащие в разных местах родники, благополучно размывающие склон в отсутствие нормально функционирующего дренажа.

Дорога по низу хотя и симпатична, но изрядно раздолбана.

А вот и стенка. В левой нижней части снимка хорошо видно полузасыпанную дренажную штольню.

Местами — почти Та Пром в Ангкоре)).

Вернёмся к выезду – сбор назначили на вторые выходные сентября, в 8:45 договорились встретиться у последнего поворота к карьеру, который расположен во Владимирской области, недалеко от посёлка Красный Богатырь. Расстояние – 215 км. Погоду обещали отличную, так оно и оказалось. Ранним субботним утром мы стартовали из НН, и через два с половиной часа, точно в назначенное время прибыли к месту встречи.

Мы бывали на карьере и раньше (см. соответствующий отчёт), но тогда была золотая осень и пасмурно; возможно, именно поэтому в тот раз мы, особо не запариваясь, съехали прямо в карьер. Сейчас же путь преградил шлагбаум с охранником – рядом со старым карьером находится такой же, но вполне действующий. Чтобы попасть к местам, где обычно приехавшие ставят палатки, надо свернуть влево, не доезжая метров 300 до поста, ну а там мапс. ми, или другое приложение, до места доведёт.

Быстрая установка лагеря, выезд на машине за дровами (местность вокруг вычищена туристами, типа как берега Горя-моря), и после лёгкого перекуса все выдвинулись в карьер. Народу собралось немало – и тут, и там по лесу разбросаны палатки. Тут и москвичи, и нижегородцы, и местные, владимирские… Говорят, что в иные дни на стенках вообще не протолкнуться, негде маршрут провесить.

Заготовка дров бензопилой.

На входе гостей встречает потомственная ведьма Тамара, тут же с помощью рекламного щита рекламирующая свои возможности:
«Наведу порчу, сглаз, проклятие по оставленному в лесу мусору!
1 фантик – не будет лайков в Instagramm, ВК, ОК, fb.
1 бутылка – прыщи, нестояк, понос, жёсткое похмелье!
Куча мусора, углей на скалах – два года не будет хорошего секса!»

Сайт образовался после того, как в карьере по неизвестным мне причинам прекратили добычу известняка, раскопав по соседству новый. ХЗ, может, там известняк белее и известняковее? В любом случае, постояв несколько лет заброшенным, карьер подзарос деревцами и превратился в замечательное живописное местечко, которое ещё и заказником сделали. Поэтому, кстати, расположиться непосредственно у карьера не получится, все стоянки находятся не доезжая метров 300 – шлагбаумы, да и запрещено ездить на машине и жечь костры на территории заказника. Карьер состоит из трёх ступеней, каждая высотой 5-10 метров, общая глубина – примерно 25 метров. Для лазания используют среднюю, метров 10 высотой, на участке примерно метров 150 – она почищена от ненадёжных камней, наверху и по стенам набиты шлямбуры для организации страховки. Так-то в карьере ещё немало интересных скал, но камни там прямо живые, и лазить рискованно.

Опытные члены коллектива определились с выбором мест, провесили две трассы, и освежили у неофитов знания об узлах, страховке и прочем минимуме, необходимом для тренировки. Ну а потом все бодро принялись покорять стенку карьера в силу своих возможностей. Лично у меня с утра пёрло не очень – сказывалось и отсутствие практики, и лишний десяток килограммов, накопленный за последние несколько лет, который я уже давно пытаюсь победить. Но интересно. Прогулялись по низу карьера, выбрались наверх по узкой трещине, поднявшись распором между стенок.

Вспомнил, какой это кайф – вылезти из специальных туфлей для скалолазания (скальников). Пожалуй, что не уступает экстазу при снятии горнолыжных ботинок после дня катания)).

В 15 часов подкрепились супчиком, и быстренько, пока никого не разморило, снова ушли в карьер. Там стало немного свободнее, и ребята провесили три трассы в новых местах. И лично у меня попёрло – то ли прислушался к советам инструкторов, то ли просто разошёлся – как бы то ни было, пролез всё, в том числе и более сложные по сравнению с утренними маршруты.

Ближе к вечеру к нам под стенку забрёл молодой человек из Владимира с ручным сурикатом, доставив всем отдельной развлекухи минимум на полчаса. Зверь реально забавный. Мало того, что у него на морде вечное выражение собаки-подозреваки, так он ещё и ухитрился застрять в рукаве олимпийки, и оттуда его вытаскивали всем миром минут пять, словив неслабый ржач.

Около семи стало темнеть, свернулись и вернулись в лагерь, где нас уже ждал ужин. Покушав, с большим сожалением распрощались со всеми и уехали домой – на стадии подготовки жена пропихнула решение об однодневном визите. Лично я с удовольствием остался бы на ночь и первую половину воскресенья.
Альпиндустрии же можно только поаплодировать – по крайней мере, в моём лице она приобрела вполне лояльного клиента. Отдельное спасибо всем ребятам, кто непосредственно занимался организацией поездки – всё было чётко, ну и, конечно всем, кто принимал участие — было душевно, надеюсь, что у меня ещё будет возможность куда-нибудь съездить в том же составе.

СОВЕТУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧЕСТЬ:

КОММЕНТАРИЕВ - 6

Чтобы написать комментарий, введите данные

Оксана
Вадим, спасибо! Очень классно, такие воспоминания! Жаль, что вы на ночь не остались, на следующий день с утра лазилось ещё лучше. Ещё и дюльфером немножко поспускались))
admin
Немножко завидую)). Ну, может быть, в следующий раз.
Михаил
Здорово! Прочитал - как будто заново побывал. Спасибо!
admin
Не за что).
Роман
Фотографии крутые! Местечко очень симпатичное.
admin
Да, карьер весьма неплох, особенно по контрасту со всей окружающей местностью. За фото спасибо.