Чебоксары

Чебоксары одним днём. Август 2018.

0
  • Достопримечательности
  • Путешествия на машине

Чебоксары одним днём. Август 2018.

В Чебоксарах я был бессчётное количество раз – начиная от однодневной экскурсии в студенческие годы, когда мы с друзьями в качестве дискотеки плавали на молодёжных рейсах по линии «Спутника» на теплоходе «Комдив Гай», продолжая поездками в конце 80-х за видеокассетами на завод «Контур», и заканчивая бессчётными транзитами при любом путешествии на восток. Но от студенческих пор остались лишь смутные воспоминания, видеокассеты были сугубо бизнес-вылазками, а транзит, как правило, проходил по окраине города.
С другой стороны, никаких достопримечательностей мирового (да даже и российского) значения там нет, так, местечковые фишки. Поэтому я особо и не парился, и устраивать какой-то специальный ПВД не планировал. Но тут в конце августа возникла оказия совместить поездку в Шупашкар (Чебоксары – чуваш.) с делами, и я, хотя в моём участии особой необходимости не было, тоже вписался – посмотреть, наконец, взглядом опытного путешественника, что же там, в столице сопредельной Чувашии, есть хорошего.
Дорога за последние годы стала заметно лучше, более того, наконец, доделали полностью участок от Суры до Чебоксар, оставив, видимо, в назидание потомкам в нетронутом виде старый мост через Суру, и кусок асфальта длиной метров 200 – смотрите, мол, какая жопа тут раньше везде была. В целом на перемещение в неспешном темпе (79-109 км/час) ушло немногим меньше 4 часов.
Выгрузив спутников в точке назначения, поехал осматриваться. Первым на глаза попался мемориал Чапаева, который родился где-то тут, в деревеньке, которую впоследствии в себя вобрал растущий город. Комдив с поднятой над головой шашкой привстал на стременах на вздыбившемся коне. При обработке полноразмерных фотографий обнаружил, что под комдивом, несомненно, жеребец, причём скульптор явно старался передать эту важную деталь анатомически подробно. С другой стороны сквера есть музей, впрочем, туда я не пошёл.

Следующей точкой стал Музей истории трактора. Ехать до него недолго, устроили музей при соответствующем заводе. Посетителей почти нет, при мне ходила только одна мамаша, причём с ребёнком такого возраста, что было совершенно ясно, что на трактора ему пофиг. Музей произвёл двойственное впечатление. С одной стороны – всё действительно чистенько, ухожено, особенно что касается той части, которая расположена в здании. Интересно. С другой – чётко понятно, что масштаб музея и размеры экспозиции явно охватывают лишь незначительную часть потенциального материала. Вспоминаю банальное частное ранчо О’Киф в Канаде, где разнообразной сельхозтехники начала прошлого века чуть ли не больше, чем тут. В общем, есть к чему стремиться и куда развиваться.

Нож бульдозера на последнем снимке, между прочим, выше моего роста.

Далее в планах была всего лишь прогулка по центру Чебоксар, ну и, возможно, посещение маленького частного музея пива. Других достойных аттракций в городе я для себя не нашёл. От тракторного музея логично по проспекту Мира и ул. Калинина доехал до Речного вокзала, выбрав его отправной точкой для пешеходных экскурсий с этой стороны Чебоксарского залива. Так пафосно называется устье реки Чебоксарки, в месте впадения в Волгу слегка подпруженой, и потому широкой. Набережная здесь тщательно отремонтирована и ухожена, декоративные цветочные композиции радуют глаз, а неухоженный откос заслоняют новые высотки.

С другой стороны залива в глаза лезет ничем не примечательная Успенская церковь, да высовываются из-за деревьев и домов маковки прочих, куда более заслуженных сооружений культа.

Побрёл по набережной вниз по Волге, рассчитывая где-нибудь покушать, если найдётся подходящее место, посмотреть всё по дороге и подняться по пешеходной дорожке к монументу Воинской славы в парке Победы. Оттуда должен был открываться неплохой вид.
Некоторые достопримечательности, которые подсказывал мапс.ми, имели вполне классический и приличный вид – как, например, памятник А. Крылову (кораблестроителю, не баснописцу), другие же вызывали недоумение своей убогостью и явной коммерческой составляющей – как «Корабль будущего» от одного из опсосов.

По мере продвижения на юг набережная сужалась, закончившись недостроенным ЖК, который вплотную подпёр давно уже существующий ресторанно-банный комплекс с видом на Волгу. Думаю, что его хозяин слегка в печали.
Тут и лесенка наверх обнаружилась, весьма запущенная. Как, впрочем, и откос, густо заросший всем подряд, и не чищенный от бурелома уже лет десять. Поднявшись наверх, я понял, что ошибся в своих предположениях – не 10 лет, а как минимум 20. Деревья, окружающие лужайку парка Победы, выросли уже метров на 10 в высоту после последнего укорачивания, если судить по пенькам, и практически полностью перекрывали любой вид на Волгу. Забравшись на возвышающийся в центре холм с памятником, ещё раз огляделся окрест. Стало лучше, но теперь новострой внизу закрывал собой уже историческую застройку на другой стороне залива и явным образом портил вид.

В парке разбросано несколько мемориалов и квази-памятников из числа «сейчас денег нет, но когда-нибудь обязательно поставим». На выходе – непременная, но в данном случае довольно эклектичная выставка военной техники, где Т-34 соседствует с вертолётом.

Спустившись по Яковлева к машине, переехал на другую сторону Чебоксарки, благо что с парковками тут всё более-менее в порядке, и, бросив тачку напротив музея М. Сеспеля (кто это, кто-нибудь скажет без помощи гугла?), оправился осматривать исторические ценности Чебоксар.

Мимо малой скульптурной формы в честь Екатерины Великой (бывала тут?) и небольшого памятника Петру и Февронии (господи, а эти-то мифические персонажи тут каким боком?) прошёл к мужскому Свято-Троицкому монастырю, расположенному на самом, пожалуй, козырном месте Чебоксар — на мысу у места впадения всё той же Чебоксарки в Волгу. Заложил его Иван Грозный (сколько же он всего заложил и построил в России!), в 1924 монахов разогнали, перезапуск состоялся только в 90-х годах прошлого века. Впрочем, вид самого живописного места Чебоксар портит лодочная станция в худших советских традициях – будка сторожа из контейнеров с торчащей наружу измазанной сажей трубой буржуйки, и хаотично привязанные тут и там катера разного размера.

Успенская церковь. Особой исторической и архитектурной ценности собой не представляет, но место занимает самое козырное.

Сунул нос в монастырский двор, обошёл по кругу и добрался до вполне себе окультуренной Московской набережной, в начале которой моё внимание привлекла пара объектов: две зелёные фигуры, и ящик типа скворечника, но со стеклянными дверцами, установленный тут же. При ближайшем рассмотрении оказалось, что трава на фигурах в отличие от инсталляций возле речного вокзала искусственная, добил же меня ярлык, который, похоже, тупо поленились отрезать – его видно на фото в нижней части женской фигуры. Скворечник же оказался местным креативом – этакой публичной бесплатной мини-библиотекой. К сожалению, книжки то ли не положили изначально, то ли их уже растащили несознательные чебоксарцы, как бы то ни было, стоит книгообменник пустой, отчего слегка грустно. Уж лучше бы убрали, а так только настроение портит.

Далее прогулялся по улице Константина Иванова, на которой сосредоточена бОльшая часть архитектурно-исторических достопримечательностей. Первой по пути оказалась церковь Михаила Архангела постройки начала XVIII века, и особнячок с аптекой напротив, на котором красуется растяжка «нам 140 лет», которая, собственно, и привлекла моё внимание.

Чуть выше по той же улице на противоположной стороне – дом купца Ефремова. Сей господин, похоже, был местным олигархом в середине XIX века, застроил домами пешеходную ныне улицу в самом центре (которая и названа, собственно, в его честь). Впрочем, конкретно этот дом возвёл для себя его сын, сейчас в нём размещается часть экспозиции чебоксарского Художественного музея. Дом слегка облуплен и нуждается в косметическом ремонте, что странно – в сети есть отзывы, в которых говорится, что в апреле 2018 года особняк уже стоял в лесах, а экспозицию временно перевезли в другое место из-за работ. Передумали? Или качества работ хватило на пару месяцев?

Чуть выше по улице, на противоположной от дома Ефремова стороне, расположен этакий церковный кластер – резиденция митрополита, епархия, пара церквей и Введенский кафедральный собор – старейший храм Чебоксар, заложенный – правильно, по приказу Ивана Грозного в 1555 году. Строили не торопясь, закончив собор через сто с лишним лет. Рядом позже воткнули колокольню – классическую для того времени «свечу». Снимать собор чрезвычайно неудобно – со всех сторон вплотную стоят заборы, другие здания, мешают деревья. Хорошую фотографию можно сделать, наверное, только с квадрокоптера.
Рядом, во дворе – колокола, отжатые в Вильнюсе после Великой Отечественной войны.

Задворками вышел к пешеходному спуску на Историческую набережную и по нему спустился к подножию холма, на котором возвышается монумент чувашской Матери-покровительнице. И монумент этот, и реконструкцию и облагораживание всей зоны вокруг залива сделали по инициативе Фёдорова, бессменного президента Чувашии в течение 16 лет. Старания не прошли незамеченными – в 2001 году Чебоксары были признаны самым благоустроенным городом России.
46-метровый памятник доминирует над округой. Внизу стоит огромный металлический трёхколёсный велосипед, уже не первый, встреченный мной по пути сегодня. Народ любит на нём фотографироваться. По пешеходному мосту можно перейти на другую сторону залива, на Красную площадь, но тогда мне придётся далеко возвращаться к машине, и я иду по Исторической набережной к парковке, чтобы взять машину, и на ней переехать в центр.

Не без труда, но находится местечко на парковке напротив республиканского академического драмтеатра. На фронтоне театра привлекает внимание фигура балеруна-трансвестита – развитый плечевой пояс, мускулистые руки и короткая стрижка недвусмысленно намекают, что балетную пачку напялил мужик-извращенец.

Вокруг полно напоминаний о закончившимся чемпионате – декоративные футбольные мячи разных размеров на клумбе, фигура Забиваки во весь рост…

Здесь же начинается местный Арбат – улица Ефремова. Протяжённость его – всего метров 200, особо не разгуляешься, но несколько аттракций на нём всё-таки есть. Во-первых, конечно же, памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, весьма популярный объект фотографирования. Герои Ильфа и Петрова стоят рядом со стулом, хотя в Чебоксарах уместнее было бы с лодкой, потому что, насколько помню, здесь им пришлось продать лодку, угнанную в Васюках, чтобы плыть дальше.

Во-вторых, частный музей пива. Он во дворах, и я всё-таки зашёл туда. Ну…так себе. На музей тянет слабо, но как частная коллекция, вполне заслуживает уважения. Всего-то 3-4 комнатки с экспонатами и инсталляциями, и бар, в котором можно продегустировать пиво, выпускающееся в Чувашии. Бар, судя по всему, и является основным источником дохода заведения.

Ну и в третьих, камни Таганаит. Просто три валуна на небольшом постаменте в центре улицы. Тайный смысл остался не понятым.

Побродив немного по набережной, и пройдясь по бульвару Ефремова, я откушал в недорогой кафешке на углу К.Маркса и Ефремова, после чего счёл миссию условно выполненной. Осталось только по дороге на выезд из города задержаться на минуту ещё в одном культовом месте, сделать фото на остановке «Студенческий городок». Трудностей с этим не возникло, и около шести вечера мы отправились в обратную дорогу.

Студенты, х.. что с них взять?

Выводы из поездки такие – Чебоксары – вполне приятный город, который я вполне могу порекомендовать для неспешных прогулок в своё удовольствие в хорошую погоду. Главное – не ждать от него ничего сверхъестественного, и тогда поездка оставит только приятные впечатления.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные