Босния и Герцеговина

Босния, 1 день. Минус 700 евро, или и на старуху бывает проруха.

2
  • Достопримечательности
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА, ТРИ ДНЯ В ИЮНЕ 2019.

Сорвался я тут внезапно в Боснию. Не то чтобы мне прямо вот хотелось именно сюда как из ружья, но когда для перечисления европейских стран, где ещё не был, легко хватает пальцев на руках, особо не покапризничаешь. А если отбросить Англию и Ирландию с их отдельной визой, то и подавно. Лететь же куда-то далеко на 3-4 дня я смысла не видел.
К тому же к боснийцам у меня был свой счёт от 2009 года — именно тогда меня с семьёй не пустили в страну на машине, промурыжив на границе 40 минут. В то время ещё существовала мутная система, когда для въезда был нужен ваучер, (причём даже и не боснийский), сейчас же въезд для россиян полностью безвизовый, и беспокоиться было не о чем. Сначала рассматривал в качестве альтернативы еще и Македонию, но боснийский вариант был удобнее по датам и времени вылетов, поэтому выбрал его. Кстати, и страна при более вдумчивом знакомстве показалась более интересной.
Само собой, билеты брал за мили люфтов, на австрийские авиалинии. Кстати сказать, процесс регистрации у них — не без нюансов, в частности, система требует ввести номер шенгенской визы и дату её выдачи, причём страной назначения независимо ни от чего надо указывать Австрию, иначе система выдаст ошибку. Нафига нужна виза при стыковке в Вене и дальнейшем полёте в нешенгенскую зону, и как при этом регистрироваться, если визы вдруг нет — я не понял.
Народ в основном исследует Боснию, перемещаясь по оси Мостар — Сараево и заезжая туда из Хорватии, к этим двум городам добавляются близлежащие достопримечательности типа Благая и водопадов Кравица, изредка – Требинье. И пещеры рядом. Я решил, что это как-то поверхностно, и размашистым жестом нарисовал на карте вытянутую петлю, заканчивающуюся на западе нацпарком Уна и цепляющую по дороге ещё некоторое количество достопримечательностей.
Вылетали из московской жары +31 в такую же сараевскую.

Лаунж в Вене неплохой, со своей зоной для курения (что важно для моей жены), и широким спектром алкоголя, включая коньяк и виски. В нём и просидели два часа. Прилёт в Сараево у нас был достаточно поздний, 21:35, поэтому брать машину сразу я смысла не видел. Поскольку аэропорт в Сараево находится прямо в черте города, и в шаговой доступности от него представлен достаточно широкий выбор гостиниц и апартов, решил по прилёту прогуляться пешочком до жилья, а с утра также ножками дойти за машиной. Заселились в стометровые трёхкомнатные апарты на тихой улочке – самолёты ночью в Сараево не летают – где и благополучно провели ночь.

Босния, 1 день. Минус 700 евро, или и на старуху бывает проруха.

09 июня. Встал пораньше с намерением взять машину прямо с момента открытия офиса Europcar, т.е. с 7:30. Для начала меня ждала небольшая угадайка — на сайте брокера локацией был указан аэропорт без каких-либо дополнительных указаний, на сайте же самого Europcar была прилеплена карта, согласно которой офис располагался в тц неподалёку от аэропорта. И то, и другое находилось на примерно одинаковом расстоянии от апартов, но в противоположных сторонах, таким образом, в случае неправильного выбора пришлось бы топать дополнительный километр с небольшим. Аэропорт выглядел правдоподобнее, но с другой стороны прокатчик на своём сайте уж всяко должен был показать правильную точку. Пошёл в ТЦ, и… конечно же, обломился. Пришлось совершить дополнительный незапланированный моцион.

В прокате дали абсолютно новую Шкоду Фабию с пробегом 203 км, добавив, что я — первый водитель. Чёрного цвета, самого модного в Боснии, причины этого для меня загадка, поскольку в местном жарком климате чёрный, имхо, наиболее непрактичный, да и любая грязь на такой машине сразу бросается в глаза. Погрузились, договорились с хозяевами апартов насчёт ещё одной ночи перед вылетом, и отправились по маршруту. От Сараево сначала идёт великолепный (правда, платный) автобан, пролетели по нему почти до Зеницы, сделав только короткую остановку в Високо, чтобы сфотать издали псевдопирамиды. Изучение интернета не вызвало острого желания туда заглянуть — как говорится, если вы такие умные, то почему строем не ходите? до сих пор пирамиды не раскопали назло египтянам? Судя по размерам возвышенности, Хеопс и его пирамида просто сосали бы в сторонке. Пока же, паразитируя на странной форме холма, местные нарыли в нём тоннелей, и водят в них доверчивых туристов, предлагая за денежку приобщится к потокам энергии, якобы текущей сквозь пирамиду. Интересующихся этой теорией направлю в интернет, там полно всяких версий на этот счёт.

Вид на ту самую пирамиду с автобана. Форма похожа.

После автобана дорога стала двухполосной, извивающейся по долине в бесчисленных городках, и скорость передвижения сильно упала. Часа через полтора мы оказались в Яйце (это город такой, а не то, что вы подумали) — прямо в Яйце имелся могучий водопад. Зрелище неплохое, но платное, впрочем, территория благоустроена под туристов, а цена не сильно обременительна — по 8 Км с человека, к тому же в билет включено (вроде бы) ещё посещение крепости, катакомб и прочей фигни. Км, или конвертируемая марка — местная валюта, относится к евро 1,95:1, но в большинстве случаев расплатиться можно и в евро, причём это чуток выгоднее — местные не парятся и считают марку как 0,5 евро. Однако некоторое количество марок всё же нужно иметь – кое-где рассчитаться можно только ими.

Полностью снять водопад с платных смотровых площадок проблематично — облако водяной пыли моментально заливает просто всё, если стоять на самой удобной точке; со всех остальных мест весь водопад тупо не видно. На склоне горы напротив видна беседка, откуда наверняка открывается наилучший вид, мы даже поискали туда тропу, но быстро она не нашлась, а жёсткие временные рамки не позволяли провести более вдумчивое исследование, поэтому, удовлетворившись стандартными фотками, двинулись дальше.

Это — бесплатный вид.

Следующей точкой был вьюпойнт с отличным видом на излучину и каньон реки Врбас, напоминая одновременно и знаменитую Подкову в Штатах, и панорамы в Арденнском ущелье во Франции — всего 30 километров от Яйце. Вид не подкачал, отсняли всё и вернулись на пару километров назад, в отмеченную ранее харчевню возле дороги. Заведение оказалось весьма приятным, откушали: я традиционные чевапчичи, жена — свиную отбивную. Порции предсказуемо оказались огромными, поэтому обожрались от пуза. Я подумывал вкусить пивка, но почему-то не стал, не иначе как что-то (или кто-то) отвёл.

Дальше нам предстоял больший перегон в 153 км до самой крайней точки маршрута — водопада Костельский бук.
Протошнив по городку Ключ, вырвались на оперативный простор. Сытный обед слегка разморил и настроил на благодушно-ленивый лад. На очередном повороте перед какой-то деревушкой вдруг с удивлением осознал, что на доли секунды потерял контроль над машиной, цапнув при этом двумя колёсами встречку. Да ну, фигня какая-то, не может быть! — все так же сыто и отстранённо подумал я. Ну не засну же я в 2 часа дня за рулём, в конце концов. Дорога тем временем пошла в гору, петляя по лесистым склонам. Удачно обогнав с ходу еле ползущий грузовик на прямом участке, поделился радостью с женой. И буквально через пару минут меня выдернул в реальность её испуганный крик, и в ту же секунду — удар и скрежет….

Понимание произошедшего пришло практически сразу — я всё-таки исхитрился заснуть. Это было тем более дико, поскольку раньше мне доводилось проводить за рулём сутки, или, например, ехать со слипающимися глазами по паре часов в темноте, при этом контролируя себя. Отчасти, возможно, именно в моей недооценке ситуации и кроется причина — не поверив самому себе, я не встряхнулся, не остановился подремать 10-15 минут, а продолжил всё так же расслаблено ехать. За что и поплатился.

Выйдя из машины, осмотрел повреждения. Слава богу, на участке, где произошёл инцидент, был установлен отбойник, вот об него-то я и притёрся правой стороной на скорости примерно 70 км в час. Было очевидно, что переднее крыло и дверь пойдут под замену: в месте их стыка металл был загнут и разорван выступающими клёпками ограждения; передний же бампер и заднее крыло, напротив, на мой дилетантский взгляд, вполне достаточно было покрасить — дело ограничилось только свезённой краской. Задняя дверь вполне могла быть отремонтирована, ну и завершал картину разрушения разбитый колпак переднего колеса. Также было совершенно очевидно, что с семистами евро франшизы можно смело попрощаться. С другой стороны — мы были живы и здоровы, машина — на ходу, ну а деньги — что ж, за 20 с лишним лет аренды машин без дополнительных страховок я сэкономил существенно бОльшую сумму и морально вполне был готов расстаться с этими деньгами.

Место действия. Вдалеке брожу я, рассматривая отбойник.

Общий вид машины. Снято вечером, чтобы было меньше бликов.

Остановив первую же попутную машину, попросил вызвать полицию, и мы уселись ждать. Полицейские приехали минут через 20, отнесясь к делу весьма, на мой взгляд, серьёзно. Расставили везде пронумерованные маячки типа тех, которыми в фильмах отмечают улики на месте преступления, замерили всё и вся, сфотографировали, и, забрав документы, велели следовать за ними. Вернулись в Ключ, в участок, где меня ждала утомительная и нудная процедура составления протокола, затянувшаяся почти на два часа, и начавшаяся с продувки на алкоголь (прибор показал нули). Оттуда же позвонил в прокатную контору и уведомил их. Наконец, заплатив 50 марок штрафа (скидка 50%, как у нас, если платишь в первые десять дней), и подписав кучу бумаг, которые мне предварительно переводили через гуглопереводчик, я был отпущен. Ясно дело, что планы на сегодня летели псу под хвост, но надо было попытаться спасти хоть что-то. С тем и поехали.

Первоначально я хотел заехать в крайнюю запланированную точку и оттуда начать методично двигаться на юг, однако в связи с происшествием планы стоило поменять. Прикинув доступное до темноты время, решил так: посетить намеченные мной самые крайние северные точки на границе НП Уна с заездом через Рипач и продвижением в сторону границы с Хорватией, а потом проехать до водопада.

Первая локация (точнее, хорошие точки съёмки) непосредственно в Рипаче находилась на территории частного владения, впрочем, ворота были открыты, а вышедшая на лай собаки хозяйка кивнула, давая понять, что можно пройти и пофотографировать. Но ворота после нас прикрыла.

Каскад, хотя и оказался невелик, на нас, пока не избалованных, произвёл приятное впечатление, потратив на съёмку минут пять, не теряя времени, поехали дальше до границы с Хорватией. Там, по дороге, на карте было обозначено несколько каскадов, однако, фотографиями они не сопровождались, и было непонятно, чего ждать. Если вкратце, то ехать за видами не стоит. Помеченные на мапс.ми достопримечательности на местности оказались небольшими порогами, которые к тому же можно было наблюдать только с трёхсотметровой высоты ущелья. Но если есть желание где-то тут запланировать ночёвку, то в местечке Лохово (гыгыгы), в дальнем конце, есть просто офигенные варианты на берегу с видами на пороги, возможностью рафтинга, рыбалкой и прочими радостями на любителя.

Осталось проехать совсем немного до финальной локации – водопада Костельский бук. С первой указанной обзорной точкой на левом берегу Уны случился облом — она оказалась на территории гидроэлектростанции, а вот на второй расположился ресторанно-гостиничный комплекс, по максимуму обыграв бенефиты, предоставленные природой. Нет, серьёзно — получилось просто здорово! Открытые веранды со столиками протянулись вдоль берега с видом на водопад, а по островкам, дробящим реку на множество рукавов, был проложен маршрут по мосткам с отличным обзором на каскады падающей воды и скамеечками для желающих порелаксировать на природе. Тут же, на острове, расположился мини-зоопарк. К тому же естественные каскады органично дополнялись подводными бонами, относящимися к ГЭС. Однозначно зачёт!

Теперь оставалось найти ночлег. Ещё по дороге сюда мы приметили несколько весьма привлекательных ресторанно-гостиничных комплексов на участке между Рипачем и Бихачем, туда и направились. Заехали в первый же встретившийся, всё вроде ничего, единственный нюанс – на ужин и завтрак из отеля надо было идти метров 150 до ближайшего ресторана. Неудобство было, в общем-то, незначительным, и от добра добра искать не стали, кинули вещички, и пошли есть, чтобы успеть поснимать реку в опускающихся сумерках. Поскольку постояльцев, кроме нас, практически не было, наше пиво и продукты любезно закинули в холодильник на кухне, куда я и наведывался периодически за очередной холодной бутылочкой.

Ресторана оказалась аж два – Сунце и Млин, в первом нам предстояло позавтракать, поэтому пошли во второй. Ещё раз однозначный зачёт местным за то, как обыгрывается близость к реке – тут тебе и мельница с крутящимся колесом, столики на многочисленных островках, соединённых мостками, огромные розовые кусты, плеск воды в метре от тебя… Ну и итоговый счёт более чем радует.

На террасе ресторана Сунце.

На всех снимках ниже — ресторан Млин.

КОММЕНТАРИЕВ - 2

Чтобы написать комментарий, введите данные

Alexander
Расскажите, на что фотографируете? Фотографии очень классные и сочные
admin
Спасибо. В этой поездке фотографии сделаны на Nikon D600, объектив Nikon AF-S Nikkor 28-300