Австрия

Часть 1. Долина Циллерталь.

0
  • Горные лыжи
  • Красоты природы
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Циллерталь, Китцбюэль и Сент Йоханн.

Часть 1. Долина Циллерталь.

Как обычно, в горы начало хотеться уже в конце мая, а ближе к сентябрю пришла пора более конкретных действий. После продолжительных, с обильным пусканием слюней, сидений над разными каталогами горнолыжных курортов, выбор был остановлен на Австрии.

Первоначальный план и состав выглядели так: наша семья (правда, неполным составом) — двое взрослых и сын 13 лет, все весьма хорошо катающиеся, а ребенок — вообще профи: 6 лет горнолыжной секции, и наши друзья с опытом катания в виде прошлогоднего недельного выезда в Андорру. 12 или 19 января мы собирались прилететь в Инсбрук, поселиться в апартаментах, взять напрокат машину, и начать методично обкатывать окрестные склоны. Планы были наполеоновские: из 6 дней Инсбрукского суперскипасса 4 отводилось на освоение 6 “домашних “ регионов Инсбрука, в том числе и ледника Штубай, 2 – на Ст. Антон (который включён в скипасс), остальное — выезды в Зеефельд (~25 км), Гармиш-Партенкирхен (~60 км ), Миттенвальд (~45 км ) , а также поездки в Мюнхен (~150 км) и Венецию (~450 км ). Однако после общения с многочисленными турфирмами выяснилось,что апартаменты в Инсбруке у нас не предлагаются в принципе, а вариант самостоятельного бронирования я не рассматривал из-за сложностей с получением визы. (возможные выгоды напрочь перечёркивались необходимостью несколько раз съездить в Москву из Нижнего Новгорода и моральными и материальными затратами на эти поездки). Окончательно жирный крест на всех замыслах поставило изменение обстоятельств у наших друзей – наш бюджет 2-х недельную аренду а/машины только своими силами явно не тянул. Пришлось отложить реализацию идеи на годик – другой…(а может, кто-нибудь попробует?) 😉

В качестве альтернативы появился Майрхофен – 1 неделя (как раз успеем обкатать все 488,5 км фигурирующих в каталогах трасс) + ещё что-нибудь на 2-ю неделю. Ещё что-нибудь в конце концов стало Китцбюэлем – свою роль сыграла и сочная статья в “Лыжном спорте” N 19, и многочисленные упоминания о Китце как курорте из 1-й европейской десятки, и теоретическая возможность попасть на Ханненкамм рейс – этап кубка мира, традиционно проводящийся в Китце в середине января. Правда, при упоминании о Ханненкамме в турагенствах закатывали глаза: что это, мол, нереально, и что в это время даже местные коровники битком забиты фанатами Эберхартера и Кьюса.

Затем последовал долгий и томительный период выслушивания различных вариантов от турагенств. Находясь в Н. Новгороде, это выглядит примерно так: тебе говорят: есть то-то и то-то (причём чаще всего 4* и выше). Ты отвечаешь: “Это конечно круто, но нам бы апартаменты…” В ответ бодро: “Нет проблем! Сейчас мы пошлём запросик нашим туроператорам в Москву и завтра всё у вас будет!” На следующий день действительно появляется несколько вариантов, но на возникающие “коварные” вопросы типа “А далеко ли до супермаркета и остановки ски-буса и будет ли в номере балкон и телевизор?” в ответ слышится невнятное мычание и предложения типа “А вы оставьте нам 100 USD задатка, чтобы мы убедились в серьёзности ваших намерений, вот тогда-то мы вам всё подробно узнаем! И вообще, сейчас такой бум на горные лыжи, что пока вы тут привередничаете, ничего не останется.” В конце концов желание работать с такими неправильными (по нижегородским меркам) клиентами осталось только у знакомых, но как на грех, никак не удавалось получить приемлемое предложение одновременно по Китцу и Майрхофену. А надо заметить, что на варианты “6 минут пешочком до центра” я не соглашался категорически, зная на собственном опыте, что общее впечатление может сильно пострадать. Но время шло, на дворе была середина ноября, и я уже почти сломался, как вдруг (О чудо!) появился тот самый приемлемый вариант от Ascent travel . В Майрхофене это были Steinlechner apartments на 4 человека, TV , туалет, душ, балкон, оборудованная кухня за 96 USD /сутки, завершающая уборка включена, с 12.01.; а в Китце “ Kolpinghaus apartments ”,тот же набор за 75 USD /сутки + уборка ~35е. (е. – это евро), + курортный сбор 0,8 е. в день с носа – это какой-то местный прикол, который с нас так и не взяли, с19.01. Быстренько слазив в интернет на официальные сайты Майрхофена и Китца, я убедился, что и те и другие апартаменты находятся на главных улицах в центре, и сразу же внёс деньги. Кроме расходов на жильё, сразу пришлось оплатить а/перелёт до Зальцбурга – 250 USD /чел, страховка – 2 USD /чел/день, и визы – 2 по 40 USD , т. к. мелкий вписан в родительские паспорта, а своего пока не имеет. (Экономия, однако!) Переехать из Майрхофена в Китц мы подписались своими силами, иначе турфирма заявляла, что это получается индивидуальный тур со всеми вытекающими ценовыми изменениями.

11.01.02., когда получал в Ascent ‘е ваучеры и билеты, попытался узнать, как быть с новыми европейскими денежками – запасаться по максимуму дома или менять там – но конкретного ничего не услышал, поэтому пришлось поступить по известному принципу – все яйца в одном месте не держать J , и я купил в сберовском обменнике 700 уе.. Попутно выяснилась ещё одна любопытная вещь: оказывается, из клиентов Ascent ‘а 12.01. мы единственные ехали в Майрхофен, поэтому наш трансфер из аэропорта возлагался на др. туроператора – UTE . Я напрягся, т. к. известно, что отношение к чужим клиентам обычно строится по остаточному принципу, но деваться было уже некуда.

Летели из Шереметьево – 2 на новом Ту – 204 рейсом Кавминвод. Маленькая приятная неожиданность – пассажирам Кавминвод в одном из Duty free давали скидку 10%. Покупка традиционного комплекта горючего – и можно вылетать! Вылетели практически без опоздания (1 час для Шереметьева, по-моему, джентльменская норма), долетели без приключений. Зальцбург встретил низкими серыми тучами и мокрым снежком с проплешинами вокруг аэропорта. Багаж подвезли довольно быстро, а вот лыжи приехали минут через 30 прямо на улицу в четырёх здоровенных телегах. За это время жена разыскала наш автобус, и гид, разумеется, была не в курсе насчёт троих дополнительных пассажиров в Майрхофен. Правда, сильно спорить не стала и всех разместила, но когда я увидел, что в автобусе не осталось ни одного свободного места, невольно полезли в голову мысли о том, что кому бы пришлось оставаться (или стоять), если бы от UTE ехало на пару человек больше…

В Майрхофен приехали где-то около 20-00 по местному. Народ постепенно расселялся по своим отелям, а мы тихонько сидели на заднем сиденье, уверенные, что раз мы напомнили о себе на подъезде к Майрхофену, то нас не забудут. Опасное заблуждение – гида мы поймали, когда она уже прощалась с водителем. Наше появление радости у неё не вызвало, к тому же оказалось, что мы только что проехали наши апартаменты. На предложение вернуться пешком буквально на 100м назад последовал категорический отказ: я вспомнил о накануне приобретённом чемодане чудовищных размеров и веса, в который влезли 3 пары г/лыжных ботинок + 75% остальных вещей и мешке с 3 парами лыж и палок. А надо заметить, что городок стиснут горами, улочки узкие, и движение поэтому в основном одностороннее. Водитель, злобно матерясь по-немецки, после некоторых уговоров всё-таки поехал вкругаля к искомому месту. Там мы вылезли, гид объяснила, где её завтра можно найти с 8 до 9 , дабы купить скипассы со скидкой 5%, показала дом и, быстро влезши в автобус, исчезла. И тут я совершил ошибку: во всём сомневаясь после всего произошедшего, я извлёк из кармана скачанный из интернета адрес апартаментов – Hauptstrasse , 443. Это был соседний дом. Впрочем, и в том, и в другом горело всего по одному окошку на верхнем, 3-м этаже. Раздуваясь от собственной крутости, я направился к двери, где и обнаружил переговорное устройство с 4-мя кнопками: бюро, апартаменты, магазин, и чья-то фамилия. Спустя 10 минут я давил уже на все кнопки подряд, слышно было, как в доме заливаются звонки, но выходить никто не спешил. Юный член семьи бродил вокруг дома, пытаясь обнаружить альтернативные выходы, а супруга тихо дозревала на вещах. Вдруг появляется ( с улицы ) молодая особа лет 20, толкает, как выяснилось, открытую дверь и пытается пройти в дом мимо меня. Шанс упускать было нельзя, и я, потрясая ваучером, осведомился: ”А как бы нам…” Ответ был шокирующим: “ Steinlechner ? Здесь такого нет!”. 8-(((((

Правда, девушка оказалась весьма любезной, и позвонила куда-то по телефону. Ещё через 5 минут выяснилось, что нам надо в соседний, 445-й дом, который как раз и показывала нам гид. ( По приезду домой я не поленился проверить в интернете — естественно, я, списывая, ошибся в одной цифре). Там история повторилась, но мы уже были учёные и, пройдя в также незапертую дверь, сразу поднялись на 3-й этаж (где горел свет). На звонок в дверь молниеносно выскочила супружеская пара австрийцев, явно не готовая к встрече на своей лестничной площадке с мрачным коротко стриженым типом. На ставший уже сакраментальным вопрос — “ А где господин Штайнлехнер?”, был получен очередной ответ, исполненный оптимизма: “ А его сейчас нет в городе…” 8-(((.

Я уже было открыл рот, чтобы изрыгнуть страшные ругательства в адрес всех существующих в мире турагенств и владельцев апартаментов, но вдруг австриец продолжил: “А-а, наверное, вы те русские, которых он ожидал?” Видимо, наш внешний вид однозначно свидетельствовал, что мы именно те самые, потому что без лишних формальностей нас проводили на 2-й этаж и мы, наконец, увидели своё жилище на ближайшую неделю. Апартаменты очень понравились, было ощущение, что мы приехали в гости, а не в гостиницу. Впоследствии при общении с хозяином выяснилось, что он действительно сдаёт апартаменты только 2-3 раза за сезон, и что эти апартаменты в здании единственные. Все окна выходят во двор, и это хорошо, потому что вечерами по главной улице расползаются из баров, лязгая ботинками, с грохотом роняя лыжи, а временами ещё и горланя песни, обдолбаные австрийские (и не только) отдыхающие. Кухня находилась на 1-м этаже и была укомплектована всем, кроме микроволновки. Единственное, в чём наши ожидания не оправдались, было отсутствие TV . (Забегая вперёд, скажу, что дальше отдых не омрачался уже ничем). Лыжи хранили в запирающемся сарайчике во дворе, ботинки и перчатки сушили на батарее в холле 1-го этажа. Утром выяснилось, что из окон и с балкона открывается замечательный вид и это + вкусное австрийское пиво окончательно умиротворили нас.

Вся долина Циллерталь.

Теперь непосредственно о горах, скипассах и др. Майрхофен – самый крупный городок в долине Циллерталь с населением ~ 3000 чел. С точки зрения проживания это оптимальный вариант, т. к. здесь самый обширный в долине выбор развлечений, здесь заканчивается узкоколейка, идущая вдоль всей нижней части долины из городка Йенбах, и начинается линия скибуса Green line , отвозящего для катания на ледник. Число зон катания в долине определяется весьма условно, даже сами австрийцы в разных картах и рекламных проспектах указывают разные данные, от 11 до 14, плюс к этому многие регионы объединены общей системой подъёмников. Скипассы в Циллертале нескольких видов: обычный??на один регион катания со сроком действия от 2,5 часов до 3,5 дней, суперскипасс??на все регионы катания, исключая, либо включая ледник на срок от 4-х до 15 дней, сезонный абонемент. Кроме того, есть скипассы 4 из 6; 5 из 7; 10 из 14 дней, с пропуском дней по своему выбору, что, несомненно, очень удобно для желающих съездить на экскурсии в Зальцбург и Инсбрук . На скипасс любого типа есть скидки для детей ( от 0 до 15 лет ) и молодёжи ( от 15 до 19 лет ). В зависимости от того, высокий или низкий сезон, цена не меняется. Приведу цены на суперскипасс, включающий ледник, на 6 дней без пропусков: взрослые –159 евриков, молодёжь – 127 е., дети – 95,5 е. Для владельцев суперскипасса передвижение по долине на скибусах, автобусах Green line , и узкоколейке бесплатное, но если только ты одет в горнолыжный костюм и прёшь на себе лыжи. Мы не выясняли, отсутствие какого элемента экипировки влечёт за собой материальные потери, но могу сказать, что едущие в цивильном владельцы скипассов должны оплачивать 50 % стоимости билета. ( В частности, полная стоимость билета до Йенбаха на узкоколейке – 10 е.) В самом Майрхофене 4 закольцованных маршрута скибусов, у всех есть общий участок – от ж/д вокзала по главной улице ( Hauptstrasse ) до подъёмника Пенкенбанн. Подъёмник на плато Пенкен начинает работать в 8.30, примерно в это же время начинают ездить скибусы. Начиная примерно часов с 12, водители, видимо, уходят чавкать (или на сиесту, etc .), и движение возобновляется уже около 14, так что если вдруг угораздит сломать ногу в это время, то от подъёмника придётся ковылять пешком. 😉 Автобусы на ледник останавливаются ТОЛЬКО на остановках со специальным зелёным знаком Green line и ездят по расписанию ~ каждые 20 мин. примерно до 11-30. Вечером в сторону ледника Хинтертукс идёт только 2 рейса ~ в 16 и 17 часов.

Рома с «другом» в наших апартаментах.

Наше мнение насчёт оптимального места проживания было на редкость единодушным: только центральная часть – улицы Hauptstrasse , Pfarrer Krapf – Strasse , Scheulingstrasse , Brandbergstrasse на центральном участке, Waldbadstrasse . (Подробный план городка и много другой полезной информации можно посмотреть на www . mayrhofen . com ). Много раз, проезжая мимо всяких “ Regina “ и проч., знакомых по общению с турфирмами удалённых пансионов и апартаментов, мы мысленно гладили себя по головам и облегчённо вздыхали. Может быть, там радушные хозяева и отличная кухня (были, были хвалебные отзывы, но их писали люди, не попавшие жить в центр), но всё это убивается наповал одной-единственной прогулкой вечером после хорошего катального дня к очагам цивилизации.

День первый (в смысле – катальный), воскресенье, 13 января.

С утра пораньше я отправился на рандеву с гидом в одно из местных отделений турбюро Christophorus , дабы купить с обещанной скидкой скипасс. Тут мои представления о знаменитой немецкой ( ну наверное, и австрийской тоже ) пунктуальности начали меняться в худшую сторону. Контора должна была открыться в 8-00, в 8-20 скопилась уже небольшая группа русских и прибалтийских наивных лохов, хотевших отовариться скипассом пораньше, а в 8-25наконец объявился лучезарно улыбающийся австриец. Однако время было потрачено не зря: со слов гида выяснилось, что, несмотря на некоторую облачность в долине, на леднике светит солнце и почти нет ветра. Это она высмотрела по TV – и в Майрхофене, и в Китце один канал постоянно транслирует живую картинку с видеокамер, расположенных на склонах, а по утрам по другому каналу идёт как бы обзор погоды на всех горнолыжных курортах Австрии тоже с живым изображением. При покупке скипассов очень пригодились еврики, поменянные в Москве. Возможность ченджа была по дороге только одна – в аэропорту Зальцбурга по очень негуманному курсу (чуть ли не 1 : 1). А кэш необходим: при оплате скипасса берут только наличные, по крайней мере в кассах подъёмника. В Христофорусе в обмен на реальные пёстрые симпатичные еврики мне выдали совершенно непрезентабельного вида бумажки, распечатанные на принтере, без каких-либо подписей и печатей, которые я должен был обменять в кассе любого подъёмника долины на скипассы. Быстро позавтракав, мы перешли через дорогу на остановку “ Green line ” , находящуюся прямо напротив апартаментов и через десять минут уже ехали в сторону ледника Хинтертукс ( Hintertuxer Gletscher ). Расстояние от Майрхофена до ледника – около 19 км и дорога, узкая и извилистая, занимает примерно 35 – 40 минут. По дороге проехали деревушки Финкенберг (есть подъёмник на Пенкен), Вордерланерсбах и Ланерсбах (подъёмники соответственно в регионы Расткогель и Эггальм, которые с этого года объединены с Пенкеном, об этом – выше), Юнс и Мадсайт (нет никаких подъёмников). Обмен квиточков в кассе занял 3 минуты, при этом не нужно никаких фотографий, но берут залог 4 е. за каждый скипасс, который при сдаче скипасса можно получить назад в кассе любого подъёмника. Все подъёмники в Циллертале оснастили бесконтактной системой считывания. Очень удобно: выпячиваешь при проходе через турникет часть тела со спрятанным скипассом – и путь свободен. По опыту чтения подобных отчётов мне кажется, что детальное описание каждой трассы и последовательности, в которой они обкатывались, не особенно захватывает, поэтому постараюсь давать только общие характеристики и отмечать какие-либо особенности описываемого региона.

Ледник Хинтертукс.

С 1500м, нижней станции, к началу основного района катания поднимает 8-местная кабина на высоту 2100м. Отсюда веером расходятся несколько бугелей и креселок. Прямо – небольшой бугелёк для откровенных чайников, вправо– бугель и 4-х местная креселка, выводящие на сине-красные спуски на отметки 2280 м и 2460 м . С креселки можно спуститься по длиннющей необрабатываемой трассе в самый низ, на 1500. Чтобы продолжить подъём на ледник, надо забирать левее, на кабинные подъёмники Gletscherbus 2 и Fernerhaus , выводящие на 2660м.

Хинтертукс.

Отсюда вниз ведёт одна красная трасса, разделяющаяся на 2 варианта, которые заканчиваются гнусным длинным выкатом. Доехать до подъёмника, не подталкиваясь палками, удавалось только мне с 80 кг веса. Жена, весящая 45, и сын с его 35 кг , безнадёжно отставали, т. к. стартовая скорость в начале выката жёстко ограничивалась узким поворотом на полке примерно на 130 градусов. Если с 2660 продолжить подъём на кабине Gletscherbus 3, то попадаешь на верхнюю точку катания – 3250 м . Отсюда ведёт несколько красных трасс, и одна чёрная по другую сторону хребта. В тот день, когда мы катались, на вершине висело облако и дул сильнейший ветер, так что выйти из помещения верхней станции удавалось не с первой попытки. J (Добрые слова в адрес гида…). Верхняя половина спуска обратно – большей крутизны и проходилась в максимальном темпе, чтобы не обморозить что-нибудь. Нижняя – шириной с футбольное поле, в отличном состоянии, провоцировала на настоящий полёт на максимальной скорости, и, наверное, это были лучшие впечатления от 1-го дня катания. К сожалению, все бугеля и креселка, ведущие на вершину Gr . Kaserer , были закрыты из-за погоды, поэтому не могу сказать, каковы эти трассы. ( Правда, судя по схеме, они в основном синие.) Величественное впечатление производит огромная скалистая стена Larmstange , возвышающаяся, как борт чудовищного корабля, и делящая весь цирк Хинтертукса на 2 неравные части. Из схемы выходило, что между этой стеной и верхней станцией Глетчербус 2 ( 2660 м ) есть несколько необрабатываемых трасс, на практике снега для спуска по ним явно не хватало. Вообще, последний снегопад был приблизительно за неделю до нашего приезда, и если на подготовленных трассах проблем не было никаких, то лелеемые мечты о внетрассовом катании с треском рухнули.

Над головой висели яйца… :о))

Около 15 часов начались ожидаемые постанывания насчёт того, что на первый день хватит, завтра встать не сможем и т. д. . Выторговав себе в качестве отступного, что спускаться в самый низ мы будем не как ленивые чайники, на подъёмнике, а как матёрые несгибаемые лыжники, по нератраченной трассе, ведущей напрямик через лес в самый низ, на 1500 м ., я нехотя согласился. Упомянутая трасса предоставляет отличную возможность в конце насыщенного дня напоследок окончательно забить ноги на узком обледенелом спуске, кое-где утыканном камнями, с перепадом 600 м . . Вывел он нас прямо к остановке. По возвращении в Майрхофен понадобилось купить кое-что из еды и напитков. В воскресенье этот вопрос решается только посещением магазинчиков на автозаправках, которые работают, по-моему, круглосуточно. В Майрхофене заправок три, мы отоваривались на той, что возле жд вокзала. Цены там примерно в 1,5 раза выше, чем в супермаркете.

День второй было решено посвятить Расткогелю и Эггальму. В 9-30, потолкавшись минуты четыре в небольшой, но активной очереди на Penkenbahn ( а говорят, что в высокий сезон очередь бывает и на 40 минут… 🙂 ), мы поднимаемся на плато Пенкен, любуясь с огромной высоты открывающимся видом на Майрхофен, окружающие пики и долину. Погода великолепная, светит солнце, полный штиль, примерно 7 градусов мороза. Кабина поднимает на 1800 м ( Майрхофен лежит на 630 м ), далее на 3-х местной креселке надо продолжать подъём. Наверху мы не задерживаемся и спускаемся на другую сторону плато Пенкен, максимально забирая влево, чтобы попасть на недавно пущенный 150-ти местный вагон, который забрасывает почти на Wanglspitz , 2420 м , ( перепад 709 м ) и соединяет Пенкен и Расткогель.

Расткогель и Эггальм.

Судя по карте, после подъёма спуститься в следующую долину можно либо по синей, либо по красной трассе. Наш выбор однозначен, но… как я ни стараюсь, найти на местности какие-нибудь следы красной трассы, обозначенной №6 (например, вешки, следы спускавшихся лыжников, сломанный экип, свежие трупы…), не могу. Общее резюме – отстой! –и, спустившесь по синенькой, поднимаемся на 2-х местной креселке к вершине Horbergjoch , на высоту 2500 м .Это немного в стороне от начала предыдущего спуска, и ведут оттуда синяя и несколько вариантных приятных красных трасс с возможностями спуститься off — piste . Несколько спусков, съёмка, можно бы ещё, но… креселка , видимо, довольно старая, и подъём занимает так мучительно много времени, что мы отправляемся дальше. Вообще в Расткогеле всего 18,5 км трасс, и исследование остальных не заняло много времени. Не найдя чего-нибудь особо привлекательного, по длиннющей и очень живописной полке перебираемся в Эггальм.

В Эггальме 21 км трасс, и наше знакомство с ним начинается с 2-х местной креселки Эггальм норд, правда, чтобы на неё попасть, приходится одолеть примерно метров 100 пешком и в горку. Креселку стремительной не назовёшь, но она живописно идёт среди ёлок, над какими-то ручейками и в середине есть подсадочная станция. Тут-то меня и подстерегла неприятность. При подъезде к ней ( в смысле – к станции ) палки, висевшие у меня на руке, нижними концами начали волочиться по помосту для посадки, а верхними упёрлись в защитную дугу сиденья. Ещё через пару секунд обе палки оказались загнутыми под углом 90 градусов. Ошеломлённо уставившись на них, я сгоряча пытаюсь их распрямить и, естественно, оказываюсь с 4-мя обломками в руках. Тут сын замечает, что весь оставшийся участок до вершины под подъёмником равномерно усыпан кусками палок. Сообща приходим к выводу, что чем владелец жаднее, тем выше он тащит обломки. ( Я свои дотащил до самого верха J ). Остаток дня пришлось в поворотах заглаживать склон ладошками. С верха этой креселки ( почти 2200 м ) до низа с перепадом 816 м идут несколько сходящихся внизу красных трасс. Очень живописные, с несколькими плавными перегибами, на которых можно душевно прыгать, и позволяющие сойти вниз на очень приличной скорости. Лучшие впечатления дня – рекомендуем ( номера на схеме – 2, 2а и 4, и есть искусственное оснежение.

Утренняя толчея у входа на Пенкенбан.

Рома и раритетные лыжи с ледорубом.

Сосулька в Эггальме.

К достопримечательностям Эггальма можно отнести одиноко торчащую посреди горы гигантскую сосульку для айсклаймбинга. Спуск в Ланерсбах удивил тем, что трасса в 2-х местах пересекает автодорогу, и оптимальный приём в этом случае – посильнее разогнаться и вовремя подпрыгнуть. В самом конце спуска важно не прозевать ответвление трассы в Фордерланерсбах, если запала ещё хватает на возвращение в Майрхофен на лыжах. После ряда последовательных подъёмов вновь оказываемся на Wanglspitz , но перед этим супруге не везёт – в столкновении с каким-то мужиком она ушибает ногу и гнёт скистопы своих Tyrolia Cyber D 7 так, что они не дают ей ехать. Попыхтев, разгибаю их, и мы начинаем спускаться в долину, лежащую между Пенкеном и Герентом. Спуск ( №7 вверху и №16 внизу ) очень неприятный, узкий и выскоблен до голого льда толпами возвращающихся лыжников, причём если я всё время радовался минимальному количеству чайников на склонах, то, видимо, этот спуск – излюбленное место их тусовок. Затем подъём на вершину плато, траверс и спуск к Penkenbahn , и вот мы в кабине спускаемся в Майрхофен, потому что лыжного спуска нет. Лыжная часть на этом заканчивается, и теперь пора прикупить еды, благо супермаркеты открыты. Они работают в будни до 18-30, по субботам до 17, ниже приведу цены на некоторые продукты: картошка – от 0,5 до 1 е. за кг, майонез – 0,69е., молоко – 0,79е.1л, пиво баночное – от 0,45 до 0.7е. за банку 0,5л, бутылочное – от 0,7е до 4е. за всякие навороченные бутыли ( 0,5л ), хлеб дорогой – любые варианты (не считая микроскопических булочек) начинаются от 1,5е. Свинская вырезка стоит 9,44 е. за кг, мясо, нарезанное кусочками, стоит 4,53 е., некую сладкую (и вкусную) размазню к чаю (называется Tafeloel ), мы прикупили за 1,08 е., 4 дистрофичных круассана для супружьих завтраков обошлись в 1,8 е., фисташки 1,44е/100г, арахис 0.69 е./200г, яблоки 1,44 е./кг. С напитками типа Швеппса и Фанты есть момент, который я до конца не понял: на ценниках стоит одна цифра, например, Швеппс 1л – 0,95 е., но при оплате в кассе тебе набрасывают ещё 0,29 е. за бутылку (может, это для тех, кто готов выжрать литр тоника, не отходя от кассы или там принято сдавать пустые бутылки?). 🙂 С алкоголем меня постигло разочарование – выяснилось, что в магазинах почти всё дешевле, чем в Duty free в Москве: например, мартини стоит 5 е., замечательный австрийский ром Stroh в 80-ти градусном варианте – 16 е/литр. Насчёт коньяков, нежно любимых большинством горнолыжников, сказать не могу – не ценитель.

Надо заметить, что вся жизнь в Майрхофене кружится вокруг туристов, на улице и в магазине в горнолыжном комбинезоне ты отлично гармонируешь с большинством. Насчёт изобилия пива стоит сказать особо – первые 4 дня я покупал каждый вечер по 3 литра пива на себя и жену – 6 разных видов по 0,5 л и так ни разу за это время не повторился.

Для покупки утраченных палок пришлось совершить лёгкую пробежку по окрестным магазинчикам снаряжения. В итоге были куплены банальные Leki за 22 е., позже видел австрийские палки и по 16. Надо сказать, что спортмагазинов, прокатов, лыжных школ и сервисов полным полно, но по ценам на прокат и обучение сказать ничего не могу – не нуждались. Заточка лыж – 21 е., заливка – 7 е., всё сразу – 27 е.

На следующий день в первый раз воспользовались услугами местной узкоколейки, решив покататься в катальном регионе Hoch Zillertal , который обещает 86 км трасс. С посадкой в электричку по неопытности возникли небольшие трудности – как выяснилось, есть три способа попадания внутрь: нажав на кнопочку рядом с дверью; потянув за ручку на двери; либо, при отсутствии видимых приспособлений для открывания, дождаться, пока машинист обратит на тебя внимание. Это является необходимым дополнительным условием и для первых двух вариантов. В нашем случае я безрезультатно давил кнопку, пока флегматичный австриец, видимо, задумчиво ковырял в носу и только минуты через две заметил нас. Тронулись. Порадовало то, что самый любознательный турист всё-таки наш. Сидячих свободных мест практически не было ( низкий сезон, однако ), и из желающих освоить новые места не меньше половины составляли соотечественники. Дорога до городка Кальтенбаха ( Kaltenbach ) заняла примерно 25 – 30 минут, от вокзала до нижней станции подъёмника совсем недалеко, примерно 300 – 400 м , скибус не предусмотрен.

Трассы Хохциллерталя.

Нижняя станция в Хох Циллертале.

Погода по прежнему великолепная, солнце, минус 5. Поднявшись на центральную станцию ( 1800м ) видим табло с информацией о снеге. Оказывается, его толщина 115 см . Вокруг очень красиво, ёлочки, вид на долину и т. д. Карта обещает с этого года + 40% новых трасс. Катаемся по правой стороне схемы, потом поднимаемся на высшую доступную точку ( 2360м ) и переваливаем в соседнюю долину. Оттуда на следующий хребет ведёт 4-х местная креселка с единственным чёрным спуском ( №13… L ) обратно. Поднявшись, на противоположном склоне ещё одной (!) долины видим подъёмники и трассы. Это самый труднодосягаемый и удалённый от Майрхофена в смысле транспорта регион катания Хохфюген ( Hochfugen ). Но на схеме уже показан проектируемый подъёмник, который соединит Хохфюген и Хох Циллерталь в точке, где мы находимся, и тем, кто здесь окажется годика через 2, повезёт гораздо больше. Начинаем спуск, не забывая о чёрной трассе и ожидая подвоха. Однако спуск не тянет больше, чем на бледно-красный, и к сожалению, в дальнейшем выяснилось, что тот, кто рисовал схему склонов, был сильно склонен к преувеличениям. Неприятная особенность Хох Циллерталя – несоответствие реальной сложности трассы заявленной. Так, чёрные по схеме трассы №6 и №13 – не более, чем красные, красные №9, №10 и нижняя половина №3 – жидко-синие, трассы №12а в природе не существует – она появится, если подвалит ещё сантиметров 60 снега, а показанный на схеме half — pipe на деле представляет собой неухоженный естественный овражек. Хотя в целом, несмотря на эти наглые преувеличения, общее впечатление очень неплохое. Освоив весь регион и покатавшись на понравившихся трассах, завершаем катальный день единственным реально чёрным спуском №1 под фуникулёром, ведущем из Кальтенбаха. Замечательная гора! Трасса идёт неширокой просекой в лесу со сбросом высоты примерно 700 м без единого выполаживания. Проходим её без остановок и к концу трассы управлять лыжами приходится, изрядно напрягая силу воли. Нижняя треть спуска до самого городка закрыта из-за недостатка снега. Семейство уползает вниз, погрузившись в вагончик на промежуточной станции, а я не могу отказать себе в удовольствии ещё разок спуститься.

Итак, наш рейтинг лучших трасс в Хох Циллертале: №1, №2, №6 и верхняя половина №4. По приезде в Майрхофен вспомнили о том, что нужно позаботиться о трансфере. Расклад для путешествия по ж/д был примерно ясен, но перспектива неоднократной погрузки-выгрузки барахла вызывала острое желание заказать тачку, пусть и подороже, чтобы наши ленивые задницы довезли от двери до двери. Можно было обратиться либо непосредственно в Pieter Kroll ( майрхофеновское такси ), либо всё в тот же Христофорус. Как всегда, лень сыграла решающую роль, и расположенный в 50 метрах от дома Христофорус заполучил ещё одного клиента. За машину в Китц (около 70 км ) они запросили 123 е. и цена нас устроила, ведь поездом до ж/д вокзала в Китце на троих стоило бы около 100, + такси от вокзала, + геморрой с тяжестями. Внесли деньги и заказали машину на субботу, 19-е, на 11 утра.

На четвёртый день отправились в Zell am Ziller осваивать регион Zillertal Arena . Несколько лет назад общей системой подъёмников объединили до того разные зоны катания городков Цель ам Циллер, Герлос ( Gerlos ) и Кёнигсляйтен ( Konigsleiten ), и теперь там 115 км спусков на высоте до 2315 м ( Konigsleitenspitze ). До Цель ам Циллера на узкоколейке добрались минут за 12 – 15, и в довольно большой толпе в основном соотечественников принялись дожидаться скибуса. Очень удивило, что расписание автобуса никак не состыковано с приходом поезда и при интервале движения ~ 20 минут мы ждали его примерно 15. Позже мы убедились, что к сожалению, это скорее правило, чем исключение. Так как число желающих уехать явно превышало вместимость автобуса, посадка прошла не очень гуманно, и полузабытые навыки езды в общественном транспорте на родине очень пригодились. Дорога к нижней станции подъёмника заняла минут 10.

Схема трасс региона Циллерталь Арена.

Цель ам Циллер – достаточно большой городок, и его вполне можно рассматривать как вариант проживания в Циллертале, единственный недостаток – затруднённый доступ на ледник. Кабинный подъёмник стартует с 580 м , спуска на лыжах в самый низ нет. На 1309 м есть промежуточная станция, куда приходят несколько трасс, окончательно поднимает на 1744 м . Мы решили сразу отправиться в самый дальний угол, в Кёнигсляйтен, который относится уже не к федеральной земле Тироль, а к земле Зальцбург. Уж не знаю, в чём тут особенная крутость, но этот факт всячески выпячивается. Мы поднялись на 2500, на Ubersgangsjoch , и начали движение в сторону Герлоса. Погода по-прежнему радует. Следует иметь в виду, что нумерация трасс не сквозная, и повторяется в соседних регионах. Красные трассы №11, 5 и 4 служат именно для соединения смежных регионов катания и поэтому с точки зрения катания никакие, а вот первая из трасс Герлоса, №4а, очень понравилась и по катанию, и по живописности. Спусков непосредственно в Герлосе немного и после ознакомительного спуска в посёлок, не задерживаясь, двинулись дальше. Роль связующей с соседним регионом выполняет реально чёрная и выскобленная до голого льда трасса №6. Несчастные чайники, раскорячившись, падая и пыхтя, мучительно медленно сползают вниз.

Парковка в Целль ам Циллер.

Светофор, регулирующий выезд на чёрную трассу. Пока зелёный.

 

На трассе 8 в Циллерталь арене.

Со дна ущелья двумя последовательными креселками поднимаемся до середины Кёнигсляйтеншпитце, траверсом уходим вбок к началу креселки, ведущей на вершину, и застываем, поражённые. Слева поднимается склон километровой ширины, позволяющий вне трасс спуститься почти в самый низ, к концу чёрной шестёрки, а по обе стороны от подъёмника Фальшбах ( Falschbach ) к вершине уходят, теряясь в высоте, две прямые трассы с очень неплохим уклоном – по схеме чёрные №11 и 12. Спуск по ним доставил на обратном пути истинное наслаждение, но не всем – наблюдали падение мужика – до-о-о-олго он не мог остановиться… J . Катание по другому склону за вершиной неплохое, но ничем особым не запомнилось, на трассах довольно много обучающихся. Справа, на противоположном склоне долины, видны подъёмники, которые пока не входят в местный регион катания. Это местечко Кримль и район катания Hochkrimml – Gerlosplatte , который, как следует из показанной на схеме пунктиром строящейся канатки, в декабре 2002 года объединится с Циллерталь Арена. Однако, чтобы успеть на последний поезд в Майрхофен, назад надо просто ломиться, что мы и делаем, задерживаясь только по просьбе сына для съёмок в хаф-пайпе и бордерском фан-парке. Из впечатлений на обратном пути надо отметить прямо таки нереальной длины креселку Krimml X — press с несколькими поворотами и подсадочной станцией, после которой наблюдается настоящее кладбище сломанных палок. Катающегося народа в Цель ам Циллер едва ли не больше, чем на Пенкене и последние спуски проходят по нарытым за день буграм. По возвращении в Майрхофен при покупке сувениров имел место забавный эпизод: рассчитываясь за безделушки, я спросил у продавщицы, не особенно рассчитывая на успех: “ А нет ли у Вас австрийских шиллингов как сувенира на добрую память и всё такое?.. “ Она открывает ящик у кассы и я вижу битком набитые грошами и шиллингами отделения. Быстро прикидываю, что по существующему курсу на полагающуюся мне сдачу я могу рассчитывать примерно на 6,5 шиллингов или соответственно 650 грошей. Говорю: “ Пожалуйста, побольше разных монеток ( помня о друзьях ) “. Но мне вручают 80 грошей трёмя монетками и объявляют, что претендовать за мои деньги мне больше не на что… Бизнес!.. :о((

В такой шляпе лицо надо делать глупее!..))

Вечером заходит Франц и приглашает распить бутылочку винца. Супруга скромничает, а я охотно принимаю приглашение. Выясняется, что наш гостеприимный хозяин постоянно живёт в Канаде, а в Австрии бывает наездами; что как мы с лыжами, так он с удочками ездит по всему миру, и вино, которым он меня угощает, привезено с последней рыбалки в Аргентине, а в ближайших планах – Чили. Я рассказываю ему о своих друзьях – рыбаках-маньяках ( правда, испытывая значительные трудности с переводом названий снастей типа “морда”, “охан” и т. д. ), и приглашаю его порыбачить на Волге и Оке. Какая всё-таки фигня в голове у иностранцев насчёт наших реалий! Ладно хоть, медведи на улицах отошли в прошлое. Однако ехать к нам Франц категорически отказывается, мотивируя это высокой преступностью, коррупцией и прочими ужасами. Так незаметно проходят часа три, в качестве ответного сувенира вручаю ему бутылку водки и отправляюсь спать – мне завтра рано вставать. На пятый день мы разделяемся: я встаю пораньше и на узкоколейке в 8-40 еду в Фюген. Жена и сын променяли радости познания новых трасс на ленивое лежебочничание и воссоединиться с ними мы должны в 14-00 на верхней станции подъёмника в Цель ам Циллер. Тучки, робко кучковавшиеся накануне вечером, выродились наутро в довольно плотную пелену, впрочем, висящую высоко. Температура – градусов 5 мороза. Поскольку переезжать из Фюгена в Цель ам Циллер мне придётся днём, я предчувствую пешие прогулки к вокзалу и от него, поэтому на ногах у меня удобные Ессо, а г/л ботинки за спиной в предусмотрительно приобретённом дома рюкзаке К2. Дорога занимает 45 – 50 минут, уже традиционное ожидание скибуса возле ж/д вокзала, и около 10 часов я стою у нижней станции Spieljoch .

Фюген. Район Шпильйох.

Отмечу, что в Фюгене 2 региона катания: Хохфюген и Шпильйох. Хохфюген расположен на высотах с 1500 до 2400 м , там 33 км спусков, и туда ходит отдельный скибус, дорога на котором занимает ещё около 40 минут. По этой причине я с сожалением отказался от поездки туда. Подъёмник в другой регион, Спильйох, начинается прямо в городе, метрах в 700, если по прямой, от вокзала, поднимает он с 550 м до 1865 м , высшая точка района – гора Onkeljoch , 2050 м . Народу на горе очень мало, почти везде нетронутые лыжниками отратраченные склоны. Все трассы – красные. Их длина здесь – всего 21 км , и на знакомство со всеми уходит немного времени, тем более, что одну из трасс готовят для соревнований по бордеркроссу. Дальше я несколько раз спускаюсь по красной трассе, идущей вдоль бугеля №5. Перепад высот на ней – 200 м при длине 650, состояние идеальное, на ней нет лыжников и она просматривается сверху донизу, поэтому первый раз за поездку можно оторваться на всю катушку. Несколько раз разгоняюсь за 100 км/ч , главное – вовремя остановиться… Внизу имеется прикол: по каким-то причинам Т-образный бугель в зоне посадке проходит очень высоко, я бы не достал, даже подпрыгнув, поэтому там неотлучно находится длинный как жердь юноша, в чьи обязанности входит отлавливать проплывающий где-то наверху бугель. В 12-15 я уже внизу, прогулка до вокзала занимает минут 10 ( под горку… ), и попивая пивко, дожидаюсь электричку. В Цель ам Циллере было хуже. На автобус рассчитывать не приходилось, а дорога пешком в приличном темпе заняла 25 минут. К тому же опять распогодилось, и к фуникулёру я пришёл изрядно взмокший. Воссоединение прошло по плану, и остаток дня посвящается близлежащим склонам.

Трассы подавляющим большинством красные, все очень приятные, больше всего нам понравилась №8, живописно идущая по лесу.впечатление только толпы народа, к концу дня превращающие большинство трасс в ледяные полосы со снежными кучками по краям. На спуске №3 есть размеченная трасса для слалома, правда, разметка сделана не древками, а закопанными в снег разноцветными полусферами…издали на шлемы похоже… J При посадке на фуникулёр вниз первый раз попадаем в очередь, впрочем, всего минут на 5 – 7. Автобусов на паркинге внизу очень много, и сориентироваться сразу непросто. К вокзалу идёт автобус с надписью «красная линия», которого приходится ждать, посадка проходит весьма энергично, вокзал, короткий переезд на поезде – и мы дома.

В нашем распоряжении в Майрхофене остался один день. Непосещёнными остались: 1) Ахорн ( Ahorn ) – подъём прямо из Майрхофена 1 раз в час маятником, если народу много, поднимают чаще, имеется 5 синих, два коротких красных и один длинный чёрный спуск в город. 2) Фюрстальм ( Furstalm ) – обособленный региончик возле Герлоса с двумя красными и одним чёрным спуском. Попасть в него без машины – непростая задача. 3) Герлосштайн ( Gerlosstein ) – первая остановка поезда после Майрхофена в Рамзау, располагает 2 красными, одной чёрной, и одной синей трассой, а также трассой для спуска на санях. 4) Ну и явный лидер – недокатанный Пенкен вместе со своей частью – Герентом ( Gerent ); его и выбираем.

Пенкен, Герент и Ахорн.

День начался с похода за новой порцией евриков, т. к. завтра переезд, выходные и прочий геморрой. Change можно осуществлять либо в обменниках ( узнаются по вывешенной у входа таблице с курсами ), либо в банках ( узнаются по надписи «банк » ).Из общения с согражданами выяснилось, что в обменниках берут большие комиссионные, поэтому я прямым ходом направился в банк. Курс меня вполне устроил, получилось несколько дешевле, чем в Москве ( правда, в тот момент курс евро в Москве был безобразно задран ), в общем, на 800 $ я получил 882 е., комиссия сюда вошла и составила странную величину 3/8%.

Почти верхняя точка Пенкена.

Уже привычно поднимаемся на Пенкен и направляемся через долину в Герент. Из долины к вершине Schafskopf (2278м) забрасывает замечательный 6-тиместный новый подъёмник с откидывающимся пластиковым колпаком. Кстати, практически в каждом регионе есть 1 – 2 таких навороченных подъёмника, все они помечены на схемах как новые. Не стоят буржуины на месте: строят новые, модернизируют старые. Прямо под упомянутым подъёмником проходит классная чёрная трасса №17, она прямая, с приличным уклоном по всей немаленькой длине. В самом конце есть перегиб, после которого в первой половине дня есть затенённый участок длиной метров 100, без намёка на выкат пересекающий синюю трассу. Если попадаешь с яркого солнца в эту тень на приличной скорости, незабываемые ощущения гарантированы. Остальные трассы Герента особого впечатления не произвели, а вот расположенный неподалёку сноуборд-парк дюже заинтересовал. Его обслуживает специальная коротенькая 4-местная креселка. Представляет он из себя два ряда по 3 параллельных трамплина – 1-й небольшой, 2-й со столом длиной метров 15 и 3-й — big air . Когда мы туда подъехали, там катались такие злые бордеры, прыгающие всякие реальные трюки, какие видишь в основном на экране, впрочем, их снимали. Мы тоже жиденько попрыгали, а сын ещё помучал хаф-пайп. После этого я стал гораздо чаще слышать слова “ твин-типы “. Ближе к обеду перебрались на склон Пенкена, обращённый к Финкенбергу. Так как погода стояла однообразно замечательная, то под прямыми лучами солнца трассы поплыли, а в тени сохранялся лёд, поэтому особого удовольствия мы не получили. Наблюдал на трассе №3 тренировку детской спортшколы… и как-то сразу стало грустно и понятно, откуда у австрийцев лидирующие позиции в горнолыжном спорте.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные