Телецкое озеро

Телецкое озеро, Горно-Алтайск и обратная дорога.

0
  • Горные лыжи
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Часть 3. Телецкое озеро, Горно-Алтайск и обратная дорога.

04.03 Проснулся от яркого света в окна. Настроение сразу подпрыгнуло до потолка – на небе ни облачка, снег искрится на солнце, на улице полный штиль. От избытка чувств выскочил на улицу, вдохнул полной грудью морозный воздух и окинул взором окрестности. Вид от нашего коттеджа был именно таким, как я себе представлял – дом стоял прямо на берегу замёрзшего озера, открывая замечательный вид на окрестности. Как обычно в такие минуты, мной овладело нестерпимое желание поскорее собраться и оказаться на горе, в связи с чем я принялся активно будить жену и дочь. Жена меня в таком состоянии терпеть не может – говорит, что я мёртвого замучаю своими бесконечными «давай скорее!» Так что я от греха подальше ушёл завтракать, наказав девушкам быть собранными к моему возвращению.

Однако уехать быстро не получилось. Дело в том, что въезд в коттедж представлял собой достаточно крутой короткий спуск с поворотом в самом низу на 90 градусов и заездом в ворота. Так вот, Эвок напрочь отказался заезжать в эту горку. Скорость набрать почти не получалось из-за поворота, а там, кое-как заползя на 3-4 метра, изделие английского автопрома начинало беспомощно шлифовать колёсами. Увидев наши затруднения, пришёл местный сотрудник и щедро посыпал подъём приготовленной золой – видимо, моя проблема не была эксклюзивной. Однако помогло это не сильно. Жена, задумчиво наблюдая за моей шестой или седьмой попыткой, неуверенно спросила: «Слушай, а он не может быть переднеприводным? У тебя только передние колёса гребут…» Я был уверен, что не может, но вот в том, что подключение задней оси исправно, уверенности уже не было. (Позже посмотрел в интернете – с передним приводом выпускали только трёхдверки самой первой модификации, не наш случай). Ну что ж – план действий был очевиден: я развернулся задом и без малейшего труда заехал в злосчастную горку. Стало ясно, что да, с полным приводом у нас облом-с.

По дороге на гору сделали обязательную остановку на мосту через Бию, как раз над её истоком из Телецкого озера. Красота во все стороны!

От моста до парковки у нижней станции подъёмника – 6,5 км, дорога хорошо почищена и укатана. Паркуемся, вылезаем наружу и визуально оцениваем гору. Выглядит очень неплохо – верхняя станция второй очереди еле просматривается где-то там наверху, что с виду вполне соответствует информации насчёт 830 метров перепада. А цена на скипассы – полная халява: весь день катания на такой конфетище здесь оценивают всего в 1000 рублей, да ещё и предлагаются варианты на два и четыре часа!
Официальный сайт курорта: http://teletski.ru/

Схема трасс.

При горе есть единственная небольшая гостиница со странным название «Глыба», на стадии подготовки я рассматривал её в качестве варианта размещения со 100% доступом на склон и с него, но, посмотрев цены, отказался. Стоимость номера с допкроватью для дочери чуть-чуть недотягивала до тех денег, которые мы платили за весь наш огромный коттедж вшестером. Да и любая дополнительная движуха при проживании тут требовала небольшого путешествия к цивилизации.

Небольшой негативчик я хапнул с самого начала, следуя надписям на натыканных указателях «касса», которые привели к будке непосредственно у подъёмника. В окошке кассы меня встретило объявление, гласящее, что скипассы надо оплачивать в прокате, который находится в здании гостиницы, от которого я только что ушёл. Необходимость гулять туда-сюда в ботинках и с лыжами на плече несколько обозлила, тем более что хамоватая кассирша не считала происходящее сколь-нибудь неправильным. Но всё это быстро забылось, стоило только усесться в кресле и начать подъём. Чтобы больше не отрываться от восторженных рассказов, замечу только ещё, что, имхо, зря здешние собственники решили чуток поэкономить, и купили бэушную и не очень свежую парнокреселку. Всё-таки идёт она не очень быстро, да и потенциал курорта несколько ограничивает, потому что чует моё сердце – скоро народ сюда поедет.

Катальщиков пока что было откровенно мало, соответственно, никаких очередей не было и в помине. Под первой очередью лес вырублен довольно широкой, метров 70, полосой. Чётко видна пешеходная тропа, идущая зигзагом от опушки до опушки, её активно используют для езды не очень опытные лыжники. Те, кто катает поприличнее, спрямляют, но в целом тропа эта скорее мешает внетрассовому катанию своими уступами.

Вторая очередь креселки аналогичная, и именно под ней расположены основные внетрассовые радости. Лес сведён полосой метров 200, интересный рельеф, который, впрочем, кое-где портят всё те же уступы от летней тропы. Хотя пересекаешь их тут реже – за счёт большой ширины склона.

Это снято во второй половине дня, в правой части кадра — вторая очередь креселки.

Следов по свежевыпавшему снежку пока было немного, что не могло не радовать. С вершины горы Кокуя открываются прекрасные виды на замёрзшее Телецкое озеро, тут же есть и кафешка (как и на средней станции), в которой можно подкрепиться, не отрываясь от созерцания прекрасных видов. Впрочем, этот аспект времяпрепровождения на горе всегда интересовал меня меньше всего.

Трассы подготовлены отлично, чем больше в сторону от подъёмника отходит трасса, тем она логично более пологая. Самая крайняя по схеме, «Променад», в нижней части совсем уж выполаживается, и, чтобы не заниматься беговыми лыжами, я бы рекомендовал не терять там скорость. То, что ближе к креселке, вполне соответствует альпийским стандартам, так что курорт можно смело рекомендовать любителям трассового катания, не слишком привередливым к разнообразию горок, да и выбор тут, как не крути, заметно больше, чем в том же Манжероке. Есть ещё швабра – нижняя станция бугеля расположена немного в другом месте относительно креселки, но трассами всё связано между собой. Бугель обслуживает идеальную для обучения горку – широченная, пологая, но в верхней части несколько более крутая – как раз для тех, кто уже чуток освоился.

Вид на трассу «Комфорт», обслуживаемую бугелем — снизу…

…и сверху.

Теперь про целину. Как уже писал, лучшее (и, к сожалению, самое очевидное) место – под второй очередью подъёмника. Широкое поле с рельефом, с которого в нескольких местах можно выкатиться на соседнюю синюю «1-ю ступень». Кстати, показанной на схеме красной «Эксперт» я на местности не обнаружил, видимо, в теории она проходит как раз по левому краю поля, если смотреть с креселки. В принципе, почти весь лес между трассами катабельный, но с трудом, траекторию можно просчитать на два-три поворота — тут вам не Шерегеш, где и по лесу можно мочить и спрямлять почти везде. Деревья растут всё же плотнее. Поинтересовался у местных инструкторов, можно ли свалиться вниз справа (если смотреть снизу) от второй очереди, не подъезжая к промежуточной станции креселки, а уходя вниз в ущелье. Вопрос назрел из-за наличия некоторого количества следов в лесу справа, а также не сильно, но накатанной тропке, выходящей из леса где-то в районе нижней части бугеля. Смысл ответа сводился к тому, что, в общем-то, можно, но лучше не надо – выход будет довольно длинным и геморройным. Мои традиционно трудностей и преодоления не хотели, а один я соваться в незнакомый лес с не до конца ясными перспективами тоже не желал, поэтому так весь день и провели, чередуя езду по трассам и поля под второй очередью. Кроме того, очень прикольной оказалась езда по курумнику рядышком с синими трассами – почему-то никого этот пухляк не привлёк, а прыгать по разнокалиберным камушкам под толстым слоем снега оказалось весьма прикольно, хотя и довольно трудоёмко для колен.

Ну и ролик небольшой, всего пара проездов коротких.

После обеда пересеклись с нашими в районе промежуточной станции – оказалось, что у них катание очень лайтовое – приехали недавно, и спускаются на расслабоне по синим, любуясь пейзажами. А дочку вообще оставили дома – та простудилась и кашляла.

Мы докатались до времени закрытия креселки в 16:30 и поехали домой, заехав по пути в сетевой супермаркет Мария Ра в Йогаче. Вечером озеро смотрелось ещё лучше, пофотали по дороге.

Вечером занялись давно спланированным мероприятием – шашлыкингом из купленных стейков лосося. Все звёзды сошлись: в наше проживание была включена отличная беседка на берегу с предустановленным мангалом, а на ресепшене выдавали бесплатный уголёк, решётку и жидкость для розжига. Учитывая, что администрация пожлобилась на плиту в коттедже (понятно, что это такое лоббирование своего ресторанчика, но всё же неприятно) – судьба стейков была предрешена. В процессе мы что-то разошлись, и пожарили всё, что было – лосося, курицу, картошечку, да ещё и овощи на гриле сделали. Две трети умяли с вечера, а остальное – на следующее утро.

05.03. Предпоследний день поездки. Взгляд за окно несколько разочаровывает – от вчерашней прекрасной погоды мало что осталось: низкие тучи, довольно сильный ветер. В связи с этим мои девушки единогласно и настойчиво предлагают протупить сегодняшнее катание, и заняться чем-нибудь другим. «Ну и чем же, например?» – спрашиваю я. Нежелание ехать на гору у обеих столь велико, что обе хватают телефоны и начинают рыть интернет в поисках альтернативного времяпрепровождения. Выясняется, что если не брать в расчёт всякие экскурсии на снегоходах (спасибо, я дома накатался), то можно занять себя спа-процедурами, и совершить сомнительную вылазку на водопады на Третью речку. Сомнительную – потому что непонятно, есть ли там сейчас тропа, да и сами водопады запросто могут оказаться замёрзшими. Спа доступно как в комплексе у нижней станции на Телецком, так и в Йогаче в более дешёвом и упрощённом варианте. Ещё раз бросаю взгляд за окно и задумываюсь… Свежего снега нет, зато есть ветер, и всё те же 6-7 доступных трасс на Телецком. Ну и фиг с ним, пойдём на процедуры. Мы записываемся в посёлок на бочку с парилкой из алтайских трав и полный массаж, Андрей с Татьяной едут в «Глыбу». У нас есть пара часов – как раз можно сходить на водопад. Начало тропы находится от нас недалеко – всего-то три с небольшим километра от нашего шале вдоль берега озера. Правда, прокатиться приходится дважды – в первый раз я забываю фотоаппарат. Место явно туристическое – на входе функционирующая даже сейчас избушка с сувенирами, тропа натоптана, повсюду стенды с картинками местных птиц, животных и прочей флоры/фауны. Тропа совсем несложная, всего-то метров 500, заканчивается ожидаемо ничем – водопад замёрз, и вода сейчас течёт где-то там, под снегом и льдом, изредка прорываясь на поверхность.

Времени как раз хватает, чтобы в неспешном темпе прогуляться до конца, на обратном пути успеть подхватить дочь и доехать до запланированных процедур. Сидение в бочке показалось весьма утомительным, и, кмк, не очень подходящим для людей со слабым здоровьем – 20 минут пребывания в бочке, в которую снизу поддаётся пар на тех самых травах, а снаружи торчит только голова, отделённая от происходящего внизу специальной накидкой, воспринимаются довольно тяжело. Зато последовавший потом травяной чаёк с медком, и полный массаж, длившийся более часа – просто замечательно! И всё это за полторы тысячи. В общем, остались довольны. Нашим друзьям, впрочем, тоже понравилось, только денег они оставили несколько больше. Но и набор процедур был другим.
Вечер прошёл довольно безыдейно.

06.03. С утра снова стояла отличная погода. Мы с друзьями разделились – они хотели задержаться и на пару часов свозить на гору дочь, которая из-за самочувствия пропустила первый погожий день, я же хотел тормознуть в Горно-Алтайске на пару часов, чтобы исследовать тамошнюю гору. Дорога от озера до столицы региона при ярком солнечном свете была необычайно живописна – время от времени останавливались для фотографирования. Навстречу небольшими колоннами попадались любители лыж, едущие из Горно-Алтайска. Тем не менее, около часа дня прибыли на большую крытую парковку у подножья горнолыжки.

Пейзажи с дороги.

Ещё на дальних подступах меня охватили нехорошие предчувствия – народу на горе видно не было, да и бугель, похоже, не работал. Однако ж внизу крутился маленький детский бугелёк, народ тусил и катался на всём подряд. Пошёл к местным сотрудникам подъёмника. Из разговора выяснилось, что основой бугель на вершину Тугая уже три года как сдох, восстанавливать его не собираются, а вся местная движуха переехала на гору Комсомольская напротив. И в самом деле, примерно в полукилометре по прямой прекрасно просматривался небольшой склон, на котором вроде как даже кто-то катался. Но меня обломили и тут, сказав, что только что закончились соревнования, и сегодня там им работать дальше лень, поэтому для всех желающих гора будет открыта только завтра. Про эту гору можно почитать, например, здесь.  Я было совсем пригорюнился, но когда речь зашла о том, что мне так вообще лучше не подготовленная гора, а целина, внезапно получил предложение, от которого было сложно отказаться. Суть его была в том, что на вершину Тугая за невеликую денежку местные бомбилы на полном приводе возят всех желающих, и если я желаю, то прямо сейчас они позвонят одному из таких водителей, и – вуаля! Сказано – сделано, и вот через 15 минут мы уже трясёмся в полноприводной Делике по дороге наверх. Да ещё и водитель попался интересный, оказалось, что он работал на этой самой горе ратратчиком, понарассказывал всего, надавал ценных советов по спуску.
Подъём на самом деле несложный, есть только одно убитое место – крутой участок с наезженными буграми протяжённостью метров сто, если б не он – наверх вполне заезжала бы любая пузотёрка. Впрочем, отдельные персонажи исхитряются проехать и на них, хотя думаю, что машинам это сильно не на пользу. Цена заброски более чем гуманна – с нас взяли всего 400 рублей, в пересчёте на человека 130. Думаю, что бугель стоил не намного дешевле. Учитывая же, что в Делику вполне поместится и 6 человек, то мероприятие может стать совсем халявным.
Наверху – симпатичная смотровая площадка с отличным видом на город. Площадку сделали совсем недавно, пару лет назад в рамках программы благоустройства общественных пространств, которая с недавних пор стала весьма популярна в стране.

Вид на гору Тугая при подъезде со стороны Телецкого озера. Видны опоры старого бугеля.

Панорамы с вершины.

Первый спуск делаем в лоб, не очень комфортно – склон под прямыми лучами солнца, и снег очень тяжёлый, приходится спускаться в задней стойке. Моим совсем не понравилось, но я, пустив в ход всё своё красноречие, убеждаю их ещё на один заход – с тем, чтобы сделать его по скрытой от солнца левой (глядя сверху) части склона, которая находится в тени, да и рельеф там намного интереснее. Я оказываюсь прав – второй спуск просто офигительный! Ну что ж, миссия выполнена, и пора выдвигаться в сторону Барнаула – у нас впереди ещё 260 км. Завершая тему горнолыжки в Горно-Алтайске, скажу, что желающим покататься на Комсомольской весьма желательно как-то заранее пробить расписание её работы для всех желающих – со слов нашего водителя, там проходят тренировки спортшколы, и в это время свободный доступ на гору закрыт. Для всех же гора работает пару дней вечером в будни, и в выходные один или два дня, в зависимости от планов руководства спортшколы и намеченных мероприятий.

Вид на город с нижней части спуска. Напротив хорошо видно склон горы Комсомольская.

До Бийска доехали легко и приятственно – отличная солнечная погода, сухая дорога – что ещё нужно путешественнику? Бийск ради интереса обошли по объездной — так длиннее, но без светофоров и городских ям, не могу с точностью сказать, какой вариант проезда лучше. А через 30 км после Бийска начался лютый пиzдец. В какой-то момент словно кто-то щёлкнул выключателем – задул сильнейший ветер, переметая через дорогу снежные струи, и сухой асфальт, прогретый солнцем, за считанные минуты покрылся блестящим как стекло льдом. Малейшее нажатие на газ даже на скорости 80 тут же вызывало срабатывание антипробуксовочной системы, любое хоть чуть-чуть быстрое движение рулём тут же провоцировало занос… В кюветах начали появляться улетевшие машины.

Выглядит не очень зловеще, но тем не менее — на дороге такой гололёд, что сложно устоять на ногах.

Радовало только одно: что примерно половина дороги — в тех местах, где она была защищена от ветра, оставалась сухой и позволяла хотя бы иногда обгонять тошнотов, сбросивших скорость до 40 км/час, а заодно и весь пелетон, выстроившийся за ними. В таком режиме проехали все 130 километров, остававшихся до Барнаула, естественно, что это сильно повлияло на время прибытия. Около 8 вечера заселились в самую обычную гостишку, выбранную из-за своего расположения на улице, прямиком ведущей к аэропорту. Андрей с Татьяной и Катей приехали примерно через полтора часа, добрались тоже благополучно. Долго не рассиживались – предстоял очень ранний подъём.

07.03. Встали около пяти, в аэропорт доехали без приключений. Михаил (владелец машин), встретивший нас в аэропорту, услышав историю про неработающий полный привод, несколько расстроился, дал нам небольшой бонус, не став брать деньги за мойку машин (за которую мы при обычном раскладе должны были отдать 2*800 рублей), и пожелал счастливого пути. Вообще иметь с ним дело весьма понравилось, так что если кому нужны контакты – милости просим, поделюсь. Перелёт до Москвы пошёл без приключений, там нас встретил тот же водитель, что отвозил в аэропорт (ему я звонил накануне), ну а там «Ласточка» до Нижнего, и вот ещё и одно путешествие закончилось.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные