Горный Алтай

Барнаул, Белокуриха и окрестности.

0
  • Горные лыжи
  • Достопримечательности
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Горнолыжный Алтай в марте 2021 — в поисках новых мест.

Прошёл почти год с начала всего этого ковидного беспредела, ничего особо не изменилось, открытых направлений мизер, а уж европейские горнолыжные курорты практически заколочены наглухо. И что делать в такой ситуации? Народ, судя по интернетам, массово поломился в Красную Поляну, Шерегеш и Архыз, и если первая уже давно пребывала в статусе места, битком набитого народом, то Шерегеш в этом году уверенно двигался в том же направлении, как, впрочем, и Архыз. Катать в толпе не хотелось, мозг перебирал варианты, как бы половчее извратиться и найти что-нибудь этакое, незатасканное, но и вместе с тем приличное по катанию. Когда в очередной распродаже от s7 мелькнул в числе прочих Барнаул, на ум сразу пришла Белокуриха и прочие местечковые горки. Вопрос нуждался в проработке. После некоторых ковыряний в сети план начал принимать реальные очертания — к Белокурихе добавился Манжерок, а также ски-ресорт Телецкое, на который я возлагал особые надежды, ну и кое-что по мелочи дополнительно. Места тамошние я себе вполне представлял после монгольского путешествия 2019 года, так что купил билеты, подбил на это дело друзей, с которыми мы уже путешествовали неоднократно, и принялся прикидывать логистику, бронировать жильё и решать вопросы с арендой машины.
В итоге в Белокурихе и на Телецком выбрали для размещения прекрасные коттеджи, а в Манжероке — гостиницу со ски-ин/ски-аут.
В Барнауле оказался на удивление приличный выбор прокатных контор, но, изучив предложения, мы сделал выбор в пользу некоего частника, предлагавшего неплохие машины по гуманным ценам — подкупили прекрасные отзывы на дроме и авито. Договорились на Audi Q5 и Range Rover Evoque на семь дней за смешные по европейским меркам 4000 руб./день.

28.02 …Барнаул встретил ласковыми 24 градусами ниже нуля и утренней темнотой — московский рейс прилетел в 7 утра. Тридцатью минутами позже мы, получив багаж, уже подстраивали под себя сидушки в заботливо подогнанных в аэропорт машинах.

Далее последовал короткий набег в Ленту с закупкой еды/алкоголя на ближайшую неделю, и минималистичная обзорка по Барнаулу (впрочем, в городе интересного не очень много). Поэтому я решаю ограничиться проспектом Ленина, по которому нам так и так ехать — на нём расположена чуть ли не половина POI. Выскакиваю периодически из машины, рискуя отморозить пальцы на более длительных забегах, когда в поле зрения оказывается сразу несколько объектов для съёмки.

Площадь Октября.

Дом со шпилем. Сталинка, украшенная архитектурным изыском 15-тиметровой высоты 1956 года постройки.

Памятник переселенцам на той же площади Октября.

Никольская церковь.

Лошадь, скачущая по пластунски.

Гордума.

Барнаульская епархия.

Дворец бракосочетаний.

Красный. Просто красный. (ТЦ)

Универ в Барнауле скромный.

Затем мы, переехав по мосту через Обь, покатили в сторону Бийска по знакомой ещё по монгольскому путешествию дороге. Мороз и не думал ослабевать, временами в низинах градусник показывал -30.


В Бийске свернули со знакомого Чуйского тракта на местные мелкие дорожки. Ехать, впрочем, оставалось недолго: всего-то 68 км, так что уже примерно через час мы въезжали в Белокуриху.

По мере продвижения к центру местной активности Белокуриха начинала удивлять: начавшись с окраины как обычный задрипанный провинциальный населённый пункт, постепенно превращалась во вполне приличный и симпатичный городок, замелькали многоэтажные санатории и отели, подчёркивая статус курорта федерального значения.

Жильё мы бронировали по возможности ближе к подъёмнику, в данном конкретном случае это был двухэтажный свеженький коттедж с небольшим двориком, парковкой как раз на пару машин, и банькой в углу.

Выгрузили вещи, я тут же пристал к хозяйке с расспросами, где тут что и как, и сразу выяснилась интересная информация: оказывается, кроме общеизвестного ГЛК Благодать, благополучно развалившегося (а может, так и было изначально) на две ма-а-аленьких Благодати)), на который я рассчитывал, в округе имеется ещё как минимум две возможности покататься. Первая — буквально за углом, вторая — в полутора десятках километров. И вот эта вторая как раз завтра, в понедельник работать точно не будет. Да и прогноз тоже так себе — снег, ветер, не то, что сейчас — солнышко, потеплело градусов до -12… Конечно, надо ехать, и побыстрее! Никто со мной подорваться не спешил — сачки, блин, ленивые… Пришлось ехать одному. Дорога лежала через всю Белокуриху, проходя у подножия предгорий. Видимо, в этом направлении минеральных источников не нашлось, так как архитектура по дороге была представлена почти исключительно одноэтажными строениями разной степени потасканности. И никаких здравниц. Сразу же после таблички, извещающей об окончании Белокурихи, дорога резко свернула в горы. Тут пришла пора мне крепко удивляться — вверх петлями уходила явно новая капитальная дорога со смотровыми площадками, строительство которой, боюсь даже предположить, во что обошлось.

Вид с одной из смотровых. Надпись «Алтайский край» вполне себе материальна, а не наложена на фото средствами фотошопа, как кажется.


Ещё через несколько километров по бокам замелькали явные признаки того, что кто-то очень хочет соорудить тут что-то вроде Зарядья-2 (именно этот проект почему-то я сразу вспоминаю, когда вижу в одном месте собрание всякой призванной привлечь людей фигни, мало связанной между собой). Тут был и музей шоколада, и историко-архитектурный комплекс, за забором которого виднелись здоровенные избы, явно изъятые с привычных мест, и разномастный общепит с отелями… Продравшись через все зачатки будущего центра всего и сразу, миновав стадион для биатлона и скатившись с крутого спуска, оказался, наконец, у нижней станции подъёмника.
Позже я уже целенаправленно поискал материалы в сети по данному вопросу и выяснил вот что: в 2015 году некие инвесторы с целью повышения привлекательности Белокурихи решили замутить туристическо-рекреационный кластер Белокуриха-2. В анонсированных планах там очень всего (запланированный объём инвестиций 10 ярдов!), но из интересующих нас горнолыжных замыслов — два ГЛК: Глухариная гора, и Мишина гора, которые вроде как даже в перспективе планировалось объединить в единый регион. Сначала планировалось запустить Глухариную, но что-то пошло не так, и первой в январе 2018 была готова Мишина гора, на которую я сейчас и приехал.

Сайт курорта: https://www.belokurikha.ru/objects/category/20092/object/38399/

Технические параметры места: перепад 240 м, длина каждой из двух трасс 980 м, есть сертификация FIS.
За скипасс на два часа с меня взяли 500 рублей, плюс ещё 100 – за саму карточку, что, в общем, весьма гуманно – даже на наших нижегородских говногорках всё существенно дороже, не говоря уже о нерезиновой. Народу на горе в самый раз – не так мало, чтобы чувствовать одиночество, но и не столько, чтобы утомляться в очередях: 5-6 человек перед тобой на посадке на швабру. Всего две трассы, в верхней части, пожалуй, бледно-красные, внизу – выполаживающиеся, в общем, самое то для любителей трассового катания и начинающих, которым не возбраняется отцепляться перед началам более крутого участка. Понятно, что на ознакомление ушло совсем немного времени, потом я предпринял попытку залезть в лесочек справа. В общем, не сказать, что там просторы – лес проездной не везде, а на нескольких участках, да и траверсить можно не так уж и далеко, опять же из-за рисков последующего пешего выхода. Слева же не получится совсем – склон сбоку от трассы сразу же резко уходит вниз, в распадок, из которого потом полдня будешь вылезать к бугелю. Остаток времени в разных вариантах утюжил имеющееся «разнообразие».

Виды снизу и сверху.

01.03 Не зря я вчера поехал на гору, ох, не зря! Погода на утро полностью изменилась — небо затянуло тучами, сильный ветер порывами метал влажный снежок в морду, а температура, хоть и немного, но перевалила в плюс. Планы на день не выглядели напряжёнными, поэтому вставать не торопились, собирались тоже лениво, и в итоге вышли из дома только около 12. Первым делом отправились на креселку, рассчитывая начать с самой большой местной горы Церковки, предлагающей 550 метров перепада, но там ждал облом — проехав три километра от нашего домика мимо впечатляющей череды разнообразных санаториев и гостиниц, обнаружили на кассе объявление, из которого следовало, что по понедельникам тут профилактика. Впрочем, были серьёзные подозрения, что в любом случае креселку бы не запустили — по верхам дуло очень конкретно, а МЧС послало на телефон смску об усилении ветра в порывах до 27-28метров в секунду. Пришлось отправиться на другие местные кочки, которые изначально я планировал использовать в качестве добивки к основному «блюду». Сперва поехали на гору Яковка — это совсем недалеко, надо вернуться от креселки на пару километров и свернуть в один из распадков, плотно застроенный частным сектором. Верх горы, показавшейся из-за крыш домов, выглядел достаточно внушительно, не в плане перепада, а с точки зрения крутизны склона. Ткнувшись пару раз в тупички, наконец, не без труда преодолели крутую скользкую горку, ведущую к нижней точке бугеля, запарковались и пошли смотреть, что и как.

На сайт с фото ниже ходить не рекомендуется — лезет какая-то хрень, написанная иероглифами.

Вид снизу.

Горка явно местечковая, бугель – тарелка, архаичный и, похоже, самопальный — демпфер сделан в виде короткой тугой пружины, которая почти не растягивается и на посадке тебя срывает с места почти моментально, чуть замешкаешься, и жди следующего. Штанга сделана тупо из стального прутка, а поджопник вырезан из куска плотной резины, типа рездора, так что всё в едином стиле, брутальненько. Перепад на глаз — метров 200-250, два, на удивление, ратраченных спуска, присыпанных сверху парой сантиметров свежего влажного снежка. По бокам и между трассами — не очень густой лесок с некатанным снегом, позволяющий немного порезвиться в целине. Зато в нём прямо из под ног лыж ломятся куропатки))) Час катания стоит 250 рублей, и его нам вполне хватает для полноценного знакомства с горкой и ближайшими лесочками. Прокат, кстати, тоже есть, но оборудование не слишком впечатляющее. Нашим друзьям здесь некомфортно — и бугель, и сама гора вызывают сложности, поэтому, совершив пробный спуск, они собираются и переезжают на гору, принадлежащую отелю Благодать — это в 300 метрах от креселки, с которой мы обломились утром.

 

Мы также перемещаемся туда, откатав оплаченное время. С парковкой — проблемы: обе стороны дороги увешаны знаками «остановка запрещена» и табличками эвакуации, а все заезды на паркинги перекрыты шлагбаумами, плакат предлагает ставить машину у нижней станции креселки, до которой 300 м с приличным подъёмом. Решаю рискнуть и ставлю машину в ряду таких же, достаточно многочисленных пофигистов. Если что, засеку эвакуатор с горы и примчусь аки Боде Миллер отбивать средство передвижения. Скипассы на ресепшене отеля, очевидно, что часа нам хватит за глаза, поэтому беру часовые по 250 руб., отдаю ещё по 100 залога за саму карточку и мы идём на гору. Заодно поинтересовался у девушки, таскают ли машины? Ответила, что нет, а вот штрафы периодически выписывают.
…С горкой всё было ясно с самого начала — два практически одинаковых варианта слева и справа от параллельных бугельных подъёмников (швабры), ровные, с небольшими изменениями крутизны спуска. Проехав пару-тройку раз, я практически утратил к этому занятию интерес, остаток времени потратив на отработку езды в свитче, добившись под конец вроде бы уже неплохой стабильности и скорости. Была одна попытка спуститься в лесу справа (глядя снизу) от склона, но не понравилось — снег был совсем сырой и липкий, и тупо не ехал. В подходящих же условиях можно и порезвиться немного.

Уехали без сожаления, вечером в нашем коттедже планировалась банька и просмотр какого-нибудь фильма.

02.03 На следующее утро всё опять поменялось — температура всё-таки ушла в небольшой минус, снег не шёл, но зато конкретно дуло, вселяя опасения насчёт работы креселки. Однако поехали и в 10:15 мы уже садились на кресла. Первые!!! Дама в кассе попыталась меня напугать предупредить: смотрите, там снегопад был, а мы не ратрачили; очень хотелось заржать и издать какой-нибудь ликующий вопль одновременно, но я сдержался и солидно ответил: «Ничего, справимся как-нибудь!»)))) Также сдержанное веселье вызвало самодельное объявление, для экскурсантов, видимо, гласящее: «Креселка надёжная, не ломается, австрийской фирмы Доппельмайер». Судя по внешним признакам, австрийская техника возрастом уступала мне совсем немного. Сильно напрягло также заявленное время подъёма — 25 минут. Я справедливо предполагал, что больше трёх раз мы не высидим, да и время будет поджимать. Параметры горы такие — перепад 550 метров, длина трассы — 2600, подъёмника — 2050. Отдав по 500 рублей за двухчасовое катание, поехали наверх. Креселка поставлена очень грамотно — весь подъём идёт под прикрытием склонов и леса с двух сторон, так что ветер долетает сюда только редкими порывами. Я по привычке провожу первичную рекогносцировку местности, высматривая места, где можно свалиться вниз и потом более-менее беспроблемно выкатиться к подъёмнику. К сожалению, такое возможно либо только в самом верху, с последующим возвращением траверсом на трассу, либо наоборот — внизу, потому что склон горы пересечён несколькими глубокими оврагами, на преодоление которых уйдёт масса сил. А так, конечно, заманчиво.

Здесь мы проедем на завершающем спуске.

Судя по тому, что на скипассах один и тот же сайт, а прайсы «конкурентов» можно найти на видном месте прямо на кассе, хозяева креселки и вчерашних бугелей – одни и те же жлобы люди, намеренно не делающие единый скипасс, чтобы заставить платить отдыхающих дважды. А жаль — пара добавляющихся при этом проездов при общем скудном количестве пошла бы имиджу места на пользу.

Сайт курорта: http://blagodat22.ru Должен заметить, что карта у них на сайте гораздо меньше соотносится с действительностью, чем её старый вариант, доступный в интернете. Оно и понятно — кому охота светить в сети, что у тебя из шести подъёмников три не работают?

Приведу здесь именно старый вариант, от себя добавив, что на бугели 2, 5 и 6 рассчитывать не стоит, а мы накануне катались там, где на схеме бугели 3 и 4.

Доползя, наконец, на вершину горы Церковка (по факту ещё на пару минут дольше, ибо кресло периодически замедляют для посадки пеших пассажиров-экскурсантов), с огромным удовлетворением убедились, что да, на склоне пока не было никого.

Коротенький, на 14 секунд, видос нашего с дочерью спуска с последнего крутячка:

При таком раскладе мудрить не стоило, и мы пошли вниз прямо по трассе, присыпанной 7-8 сантиметрами свежего снега. Однозначно зачёт! Сама трасса впечатлила не очень — чередование крутячков и довольно длинных положняков в первой половине, во второй — более-менее продолжительный крутячок с выкатом непосредственно к нижней станции. Имеется также неработающий (давно, судя по заросшести) бугель, ранее обслуживавший тот самый финальный спад. Жаль — его включение было бы явно не лишним, так как самый интересный кусок горы можно бы было катать куда интенсивнее. А так провести день, каждый раз поднимаясь на еле ползущем кресле, сможет только очень флегматичный персонаж. Второй спуск совершили по тому же сценарию, а вот на третьем я заманил-таки своих, и мы сошли верхнюю часть горы под креслами, вернувшись потом на трассу, а внизу я свалился вправо от верхней станции неработающего бугеля. И, если первая часть мероприятия весьма понравилась, то на второй экстаза не случилось: во-первых, лес оказался довольно густой и захламлённый, длинную линию проложить не удавалось, а во-вторых, пришлось сразу довольно сильно траверсить, чтобы не скакать по камням по дну ущелья, а более-менее докатиться до машины.

Наши следы после первого спуска.

Поскольку на часах было уже 12:30, вернулись в дом, наскоро перекусили, отдали ключи подошедшей хозяйке, и двинулись вдогонку нашим друзьям, уехавшим примерно на час раньше.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные