Абхазия

Начало поездки. Гагра и озеро Рица.

0
  • Достопримечательности
  • Красоты природы
  • Путешествия на машине
Отчет об этом путешествии состоит из нескольких частей:

Начало поездки. Гагра и озеро Рица.

Абхазия… Абхазия — это место из той же серии, куда можно поехать в любой момент, не надо мощно готовиться, решать визовые вопросы и лопатить англоязычный интернет в поисках достопримечательностей, короче — лёгкое путешествие, ну плюс ещё и местами отнюдь не позитивные отзывы о местном уровне сервиса, нравах и обстановке — собственно, этот набор информации и послужил причиной того, что я так и не собрался съездить в Абхазию раньше. Зато в ковидные времена, когда 3/4 мира фактически закрыто для посещения, отсутствие запретов к поездке вышло на первый план, и, уже в который раз продинамив по ряду причин Марокко, я рванул именно в Абхазию на короткую недельную поездку в октябре, рассчитывая ещё полтора дня из неё потратить на знакомство с тем, что наворотили в Красной Поляне к прошедшей олимпиаде, ведь в последний раз я был тут в 2011-м.
Про подготовку рассказывать, наверное, нет смысла — она свелась к покупке билетов до Адлера, и тщательном изучении весьма информативного сайта https://abkhazia-tp.ru/ , по итогам которого я наставил точек на карте.
В Сочи довольно много контор даёт на прокат машины с возможностью выехать в Абхазию, воспользовался услугами одной из них и забронировал Хёнде Крету, к которой прилагалась страховка, вроде как даже действующая в «Стране души». А вот это — опция весьма редкая, и я сильно надеюсь, что не придётся выяснять это на практике.
Долетели нормально, пересадки в Москве как раз хватило, чтобы покушать, s7 — традиционно жлобы, вымогающие деньги за выбор места, если не дать — сажают в разные концы салона на неудобные места.
В аэропорту взяли заказанную Крету — в почти идеальном состоянии, 20-го года с пробегом чуть больше 17000, и первым делом заехали в Триал за треккинговыми палками — купить их на месте и потом выкинуть оказалось дешевле, чем платить за багаж. Вторым пунктом значился визит с целью ознакомления на купленную в позапрошлом году товарищем двушечку в новострое неподалёку от аэропорта — с отличным видом на море и олимпийские объекты, а самое главное — подорожавшую за это время почти втрое. Ну что сказать — отличная инвестиция, завидуем)).
После осмотра «бобровой хатки» залились под пробку на Лукойле, совершили набег в Пятёрочку и КиБ (я хотел пить на отдыхе приличный вискарь, а не непонятные домашние вина), поели на всякий случай в кафешке и поехали на погранпереход. Там я совершил ошибку, и впёрся в очередь с абхазскими номерами. Сочувствующие соседи по очереди довольны быстро мне донесли, что я это сделал зря (стоять изрядно дольше), и ценой пяти минут беганья и размахивания руками я сумел организовать себе окошко через три ряда машин для выезда в правильную очередь. В правильной всё было примерно тоже самое, но двигалось заметно быстрее. Жена, глядя на это, заметила, что не надо и в Африку ехать за всякой дичью, достаточно этого погранперехода. Несколько сгустила краски, конечно, но всё же. Примерно полтора часа в режиме тыр-пыр, и вот мы уже в Абхазии. Поскольку уже стемнело, то первые впечатления от природных красот откладываются на завтра. Дорога в принципе нормальная, и через полчаса мы в Гагре, где у нас на ближайшие три дня забронирован номер в неплохом (для Абхазии) отеле с подогреваемым бассейном, спа-процедурами и прочими плюшками. Заселившись, после короткой вечерней традиционной на отдыхе программы отправились баиньки, готовясь к завтрашним свершениям. Что важно — погодная жопа, за два последних дня чуть не смывшая Сочи в море, потихоньку сходила на нет, суля в ближайшие три-четыре дня вполне приличную погоду, надо было использовать её (погоду, не жопу) по максимуму.

С утра небольшая облачность над Гагрой бодро исчезала на глазах, что и послужило поводом для решения ехать в горы — на озеро Рица. С выездом особо не торопились, стартовали только в половине одиннадцатого, плюс я ещё решил, что времени у нас овердохуа, поэтому сначала метнулись в ближнюю к российской границе точку Гагры — посмотреть парк, замок принца Ольденбургского и т.д. Ехать от нас чуть меньше 5 км, запарковались на площади Гагарина и пошли сначала исследовать заброшку — торговый центр, а из неё уже плавно перетекли в замок.

Фонтан на пл. Гагарина.

Вход туда (в замок) перманентно прикрыт и украшен угрожалочками про злых собак и частную собственность, вестись не надо — всего лишь 150 рублей с носа, и доступ к развалинам открыт вкупе с кратким экскурсом в историю объекта и гневным панегириком в в адрес некоего частного лица, которому передали в концессию собственно замок, который, со слов охранника, лицо восстанавливать не спешит. Строительство замка закончено в 1903, пристроен он вплотную к скале, что очень наглядно видно в помещениях первого и цокольного этажа.

Верхний флигель над замком.

 

В советские времена тут был в том числе и санаторий, что нашло своё отражение в некоторых деталях.

Полазив по замку, вернулись к машине, где нас ждало весомое и зримое подтверждение того, что с криминалом в Абхазии дела обстоят всё ещё не очень — Крета стояла с распахнутой настежь водительской дверью, причём замок оставался в закрытом состоянии. Беглый осмотр показал, что тачку вскрыли очень аккуратно- никаких повреждений и свидетельств грубого взлома. Поскольку ничего в машине мы не оставляли (только треккинговые палки в багажнике, которые не тронули), то и сильно переживать на эту тему я не стал, как и расспрашивать водителя маршрутки, который стоял в десяти метрах от нас, и, скорее всего, никуда и не отлучался. И так было понятно, что ничего он не видел. Сделали себе зарубку в памяти на будущее, да и поехали сфотографировать символ Гагры — колоннаду в парке с выходом на набережную, сам пляж и статую Медеи поблизости. Колоннада хороша, пляж зарос, а Медею вообще жалко — совсем недавно она, судя по фото, была с обеими руками, и покрашена в благородный бронзовый цвет, сейчас же зрелище печальное, как и её физиономия.

Потом уже поехали на озеро Рица с окрестностями — благо, прогноз сулил хорошую погоду. Гагру объехали по объездной, и вскоре свернули на дорогу, ведущую в ущелье. Первым POI по пути оказались бзыбские башни и храм Х века. Проникся уважением — абхазы явно начали строить мощный виадук через реку Бзыбь тысячу лет назад, но что-то помешало завершить строительство. А чем ещё объяснить возведение двух мощных монолитных, без внутренних помещений, башен вблизи реки? Стопудово виадук, для удобного подъезда тех, кто едет со стороны Сухума к храму Х века, чьи руины расположены в непосредственной близости на холме.

Руины также были тщательно осмотрены и сфотаны, после чего мы плавно переместились к водопаду Девичьи слёзы, стекающему прямо на дорогу. Водопад в данном случае — слишком сильное определение, просто некий источник на склоне горы пробил себе выход как раз над трассой и растекается множеством струек на протяжении 50 метров, моча дорогу. Но местные навязали лент, поставили несколько ларьков, так что остановиться всё равно пришлось.

Девичьи слёзы.

Чуть дальше по дороге.

Очередная аттракция — Голубое озеро, тут всё круче — организован троллей над Бзыбью, в наличии два ряда ларьков, и мужики с попугаем, орлами и обезьяной — селфись кто как хочет. Впрочем, озерцо также в наличии, как и небольшой водопад. Нас впечатлило не очень — скала над озером показалась интереснее, чем само озеро.

Дальше через бесчисленные пасеки по обеим сторонам дороги доехали до Юпшарского каньона. Место прикольное и живописное, вот только народу бы ещё поменьше… Тем не менее походили, пофотали и предприняли попытку купить что-нибудь съесть — типа чебурека. Но обломились — в наличии был только сыр, и всякая сдобная выпечка, к которой душа не лежала.

 

 

 

Водопад Мужские слёзы.

Дорога постоянно шла в гору, и вполне заметны стали с набором высоты проявления осени — если на побережье ещё вовсю властвовало лето, то в горах многие деревья уже оделись в красно-жёлтые наряды, а вершины гор были щедро посыпаны белым…

Смотровая площадка на Юпшарский каньон…

..и вид с неё.

Основной туристический пятак возле озеро густо заставлен разнообразным транспортом, вдоль дороги ходили абхазские гаишники и алчно фоткали на смартфон припаркованный под знаками транспорт. Тьфу! Даже останавливаться не стали, а сразу поехали на водопад Птичий, и видовую точку на озеро. Водопад оказался таксебешный (это мягко сказано), а вот вид не подкачал.

Водопад Птичий.

Озеро Рица с высоты.

Наделав фоточек, спустились к развилке, откуда уходит дорога на дачу Сталина/Хрущёва, и водопад Молочный. Водопад неплох, к тому же возле него небольшое скопление ларьков и минимальный общепит. Поскольку нас уже давно терзал голод, как-то смогли мотивировать чувака, который уже чуть ли не спал, выложившись за день на почве кормления туристов, и слопали по вкуснючему чебуреку. Через километр от водопада — дача. 150 рублей с носа, и мы осматриваем место релакса вождей СССР. Само место обалденное, а вот дача — мрачная, в тяжеловесном советском стиле — света мало, всё обшито деревянными панелями, изобилие гигантских размеров санузлов, напоминающих какие-то места для бальнеологических процедур в санаториях соответствующей эпохи — видимо, из-за качества материалов. Сначала тут была только дача Сталина, потом Хрущёв пристроил к ней почти симметричный домик, отличающийся только чуть более современным стилем и наличием бильярда. Короче, не хотел бы я иметь такой интерьер у себя в коттедже.
После недолгого осмотра поехали назад. Проезжая мимо водопада, отметили небольшую очередь к мастеру чебуреков — видно, наш заказ катализировал бизнес.

Водопад Молочный.

У главной площадки на Рице притормозили. У нас было две опции: либо пойти отсюда на озеро Малая Рица (2,8км пешком, перепад высот 400+ метров, мапс.ми пишет про час пятьдесят в одну сторону), либо попытаться проехать к Гегскому водопаду. В первом случае часть обратной дороги пришлось бы идти уже в темноте, что не устраивало категорически; к тому же Гегский водопад сам по себе представлялся более интересным местом. Выбрали второе; до поворота к водопаду надо было вернуться на 15 км.

 

По поводу дороги туда мне на вопросы в форумах насчёт возможности проезда на Крете в основном отвечали, что херушки, это надо делать на УАЗе, в лучшем случае — на Паджерике. Я уже не раз убеждался, что у страха глаза велики, и решил попробовать. Так вот, авторитетно заявлю, что полный привод там особо и не нужен, достаточно высокого клиренса, и какая-нибудь Гранта точно также вполне заедет, достаточно лишь внимательно выбирать дорогу, тщательно просчитывая траекторию между торчащими камнями на первых двух километрах дороги, когда идёт резкий набор высоты. Кстати, менее чем в километре от поворота есть отличная видовая площадка, до которой вполне можно дойти пешком, бросив пузотёрку (если вы взяли в аренду таковую) у поворота. Впрочем, и после подъёма расслабляться не стоит — я проглядел в постепенно углубляющейся колее выступающий камушек и смачно приложился чем-то. Выскочил из машины, убедился, что из картера не хлещет на дорогу масло, и продолжил путь. Но повторюсь, что это было следствием небольшой невнимательности, а не тем, что там какой-то запредельный триал. Всего от поворота до водопада 5,8 км, мы оказались там уже в сумерках, когда уже почти не было народа, и даже вездесущие сборщики бабла уже улетучились. Водопад роскошный, вырывается из щели в скале, словно рождаясь прямо в недрах горы.

Река Гега в нижней части дороги на подъём к водопаду.

Обратная дорога прошла без эксцессов, камешек, поприветствовавший нас звонким ударом в днище, я аккуратно объехал, домой вернулись уже затемно. Решили опробовать местные спа-процедуры — жена записалась на завтра на какое-то там обёртывание и ещё что-то, а я — банально на общий массаж.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные