Франция

Горные лыжи в Бриансоне и окрестностях.

0
  • Горные лыжи
  • Красоты природы

Про начало этого путешествия можно прочитать тут: http://duskrider.ru/places/istanbul2018/

По прилёту в Женеву менеджер в Alamo немедленно принялся меня раскручивать на цепи (56$), либо на зимнюю резину (140$), ибо заказанный С4 по сиротски стоял на летних, да еще и лысоватых покрышках. Жаба брыкалась, однако виденный накануне прогноз шептал на ухо, что какую-нибудь из этих двух опций надо взять. Компромисс с жабой был достигнут заказом цепей, с надеждой, что они мне не понадобятся, как уже не раз бывало. А на стоянке, уже во время осмотра машины, менеджер предложил бесплатный апгрейд до Опеля Инсигнии, да еще и дизельной, если я возьму зимнюю резину. Жаба мгновенно была отправлена пинком куда подальше, и уже через 10 минут мы рыскали по окрестностям в поисках супермаркета — надо было купить кое-чего, пока магазины еще не закрылись.
В Сер Шевалье можно ехать двумя путями — по автобану в сторону Турина через тоннель Фрежю, либо мимо Лиона, а потом долго-долго горной дорожкой мимо многочисленных курортов. Несмотря на достаточно дорогой проезд через Фрежю (55 евро за туда-обратно в течение 7 дней), решил проложить путь через него, стараясь минимизировать горные участки в условиях плохой погоды. Почти всю дорогу ехали под дождем, а ближе к горам дождь сменился мокрым снегом. За тоннелем нас ждала зима — сантиметров 15 свежего снега, и огромные пушистые хлопья, падающие с неба. В этот момент я был просто счастлив от своего решения — на цепях мы бы еле ползли, а так Инсигния бодро вваливала в поворотах, обгоняя крадущихся французов и итальянцев. Думаю, что альтернативный лионский вариант занял бы гораздо больше времени, а про возможность доехать на летней резине можно даже и не упоминать.
В начале двенадцатого мы стучались в домик наших хозяев жилья, которых я выбирал на AirBNB так, чтобы помимо хорошего размещения, на сайте было не менее десятка положительных откликов. Нас ждали, в дороге мы обменивались смсками. Жилье понравилось — этаж в шале с отдельным входом, второй занимают сами хозяева. В наличии вся техника, а также масса всего дополнительного, от оливкового масла до новогодней елочки с гирляндой. Кроме того, Фил пообещал рассказать мне про лучшие места для внетрассового катания — сам он работал инструктором в лыжной школе.

Наша улочка в день отъезда.

Чуть-чуть полезной информации: самый дешевый продуктовый магаз в регионе — это Aldi, расположенный неподалеку от въезда в Бриансон со стороны Сер Шевалье. Цены ниже, чем во всяких Карфурах, раза в полтора.

С утра с трудом раскопал машину — суммарно выпало примерно 40 см свежачка, но вот беда — на улице был уверенный плюс, а с неба периодически лил дождь.

Поскольку встали мы поздно, проковырялись дольше обычно, да и погода отнюдь не шептала, решил на первый раз ограничиться трехчасовыми скипассами. Машину бросили на платной парковке в Шантемерле за 3 евро в день, в дальнейшем нашли чуть подальше бесплатную, метрах в 200 от подъемника.
Сер Шевалье вытянулся на несколько километров по северному склону долины, начинаясь на востоке Бриансоном, далее пунктиром располагались несколько поселков, последним из которых был Монетье. Если проехать дальше за Монетье, то вскоре можно попасть в легендарный Ля Грав, Ле Дез Альп, а еще чуть дальше — в Альп Д’Юэ. С другой стороны долины в соседях числились Монженевр и итальянский Сестриере. Погода не испортила первое впечатление о регионе, покатались в центральном секторе, стараясь не опускаться ниже средних станций — там по-прежнему было сыро и неуютно.

На второй день с начала снегопада суммарно выпало уже 85 см снега . Прибыв к подъемникам, увидели безрадостную картину — все связующие подъемники между зонами катания были выключены, да и вообще — открыта была дай бог половина трасс. Однако в локальной зоне Бриансона на удивление было открыто практически все. Чертыхнувшись, вернулись пешком на бесплатную стоянку и поехали в Бриансон. Кабинки там стартуют прямо из города, поэтому я расценил шанс найти поблизости халявный паркинг околонулевым, и воткнул машину на крытом паркинге в одном здании с подъёмником (за 4,5 часа набежало 8 евро).

Местечковый скипасс стоил заметно приятнее покрывающего весь регион – 34 евро против 49. Виды из кабины во время подъёма радовали глаз – снегу вокруг было немеряно. Вот только весь он был тяжёлым и сырым, катание по такому отнимало много сил, так как ездить всё время приходилось в задней стойке, а для поворота акцентировано выпрыгивать вверх (на крутяках), либо интенсивно крутить задом на положняке, сидя на пятках. Тем не менее – раскатались, приноровились, и даже получили вполне приличное удовольствие, катаясь в том числе и по ратраченным накануне, но закрытым сейчас трассам с толстым слоем свежего снега. В целом в хорошую погоду на методичное обкатывание местечка нужно несколько часов, фрирайдные возможности невелики, но они есть, хотя и лайтовые. К вечеру погода улучшилась, даже выглянуло солнце, что позволило наделать симпатичных снимков с подсвеченными вершинами и густой пеленой висящего в долине облака.

Завершающий спуск в Бриансон.

А на следующий день стало совсем хорошо, и мы поехали в Монетье – испробовать тамошние трассы, присмотреться к внетрассам, и, чем чёрт не шутит, по возможности немного повылезать за флажки. Потому что завтра, в субботу, Фил обещал нас выкатать, и всё-всё-всё рассказать.

Перемещение на лыжах из Шантемерль в Монетье очевидно и ненапряжно: два подъёма и два спуска. Чего не скажешь о движении в обратном направлении — тут логистика гораздо более мудрёная. Однако мы всё-таки решили подзадержаться на домашней станции, чтобы раскатать пока нетронутую целину. Сначала катнули обраточку с вершины Сер Шевалье. Охренеть – подъёмники крутятся уже час с лишним, а тут ни единого(!) следа, хотя выкатываешься прямо к подъёмникам, хотя и не самым очевидным способом.

Вид с вершины Serre Chevalier на трассы.

Затем покатали вокруг подъёмника Клод Готье. И только потом на длиннющей креселке Валлон поднялись на вершину Кукумель, немного спустившись с которой, собственно оказываешься в Монетье. Но и сам Кукумель – отправная точка для массы вариантов внетрассового катания. Если не заморачиваться пешими выходами, то можно катать поля по обе стороны от единственной красной трассы, идущей параллельно лифту Валлон.

Поля под креслом Vallon.

Можно спуститься на другую сторону – короткое, но очень приятное широченное поле, позволяющее выкатить прямо к нижней станции подъёмника Кукумель. Тут, кстати, я реально офигел – в 12 часов на снежном поле, находящемся в 100 метрах от оживлённой креселки, не было ни единого следа! WTF?! Где все любители внетрассового катания?!

Это вид на креселку Кукумель в самом конце дня. В полдень на склоне справа от неё не было ни следа.

Если же предпринять пешую вылазку этак на полчаса, то становится доступна просто масса вариантов. Двинув пешком на вершину Cucumelle, получаешь возможность либо безыдейно спуститься на Col de l’echauda (не стоит оно того, имхо), либо, что гораздо более интересно, уйти в кулуары по другую сторону вершины с выкатом на нижние участки синей трассы Rochamout, ведущей в Монетье. (Замечу, что вся инфа по ипеням приводится со слов Фила, либо испытана на собственной шкуре).

Тут надо заметить, что последствия двухдневного снега с дождём весьма негативно сказались на состоянии склонов. И если с трассами всё было в порядке, то за их пределами хороший пушистый снег был на высотах примерно от 2350м, ниже до 2 км была плотная ровная корка, в принципе не создающая никаких проблем уверенному катальщику, а вот ещё ниже дождь конкретно подгадил, оставив после себя изрытый неравномерными бугорками после оттепели и дождя наст. Мало того, что ноги на таком покрытии забивались моментально (ощущения, как на вибростенде), так он ещё и не был надёжным, норовя временами проломиться. Поэтому сегодняшние внетрассовые вылазки ограничились несколькими спусками вдоль лифта Кукумель, и двумя неочевиднами спусками с вершины Yret с объездом скальной гряды, выкатываясь всё к тому же Кукумелю.

На внетрассовом спуске с Yret к Cucumel.

Остальное время катали по трассам Монетье, которые, кстати, тоже весьма хороши – понравились, пожалуй, больше других. Главный минус местечка – чрезвычайно медленные ключевые креселки — Yret и Cibout, однако Фил утверждает, что к сезону 2019 их уже должны поменять. Учитывая, что основной фрирайд тут, можно даже ограничиться на денек-другой местным местечковым скипассом, приятно порадовав себя экономией.

Монетье, кафеха в центре региона, в Bachas.

Лягушатники в посёлке.

На трассах Монетье.

С утра в субботу под предводительством Фила поехали в Монетье, чтобы не терять времени на лыжные переезды между регионами. Благо что парковка там огромная и бесплатная. Для начала Фил, дабы заценить, насколько лоховатые райдеры ему попались, повел нас на парочку простых спусков — сначала с Ирета, а потом справа вдоль Vallons (если смотреть в долину). Второй причиной выбора маршрута была цель выяснить, каковы снежные кондиции вне трасс. И если райдеры его вполне удовлетворили, то от второго Фил плевался — спуски по неровной корке превращали катание в борьбу за выживание, c’est la guerre! Кстати, спуск вдоль Валлон, несмотря на свою с первого взгляда излишнюю простоту, вполне способен доставить удовольствие, особенно при лучших снежных кондициях. Ну а потом мы взобрались на Yret, и ушли на обратку — на длинный маршрут по долине, выводящий к мосту и хижине в нижней части черной Tabuc. Он несложный, но зато какие просторы, какие виды! В верхней части достаточно широкий кулуар, ниже — поля, и все сейчас пересечено многочисленными соплями, сошедшими пару дней назад во время снегопадов.

Начало трассы Vallons. Мы спускались, сильно траверснув вправо, параллельно трассе.

Заход на обратку с Yret.

Там же, ниже метров на 500 перепада.

Нижняя часть маршрута — небольшой квест с продиранием временами через кусты по крутому берегу горного ручейка, в целом — ничего сложного, почти все время под уклон. Весь спуск занял, думаю, минут 40-50.

И напоследок Фил сводил нас в лиственный лес справа (если смотреть снизу) от подъемника Cibouit. Представляю, насколько там классно, когда лежит нормальный мягкий снег. Лес редкий, уклон вполне приличный, а площадь катания вселяет уверенность, что можно будет найти свою линию по целине даже через пару дней после снегопада. А кроме этого, есть целая гора между черной Tabuc и подъемником Bachas. В целом я не видел в Европе (Штаты не в счет) лучшего места для фрирайда, и это второй курорт (опять же в Европе), куда мне захотелось приехать еще раз. (Первым, если что, был Валь д’Изер).

Остаток дня обкатывали все, что осталось поблизости, и трассы, и внетрассы, а в конце дня я совершил зрелищный кувырок, прыгая с небольшого камушка и цапнув при этом задними концами лыж невидимый сначала выступ — см. видео.

Склоны Кукумель южной экспозиции. Катание почти невозможно.

Табличка в нижней части снимка извещает о том, что дальше — внетрассовое катание на ваш личный страх и риск.

Следующий день снова ознаменовался мокрым снегом с утра. Поскольку дома почти всё искатали, я решил затащить всех в соседний Монженевр. До него всего 12 км, но половина из них — по весьма кривому серпантину, да и базовая станция там расположена на 400 с лишним метров выше. Стоило въехать на серпантин, как пошёл снег. А в самом Монженевре повалил. Нет, не так – ПОВАЛИЛ! Крупными хлопьями, и даже не сильно мокрый. Нашли бесплатную парковку фактически прямо на трассе и поехали кататься. Скажу прямо – регион скорее не понравился, чем наоборот. В Sector de Gondran все спуски пологие, короткие и неинтересные. Впрочем, определение «короткая» подходит к большинству здешних трасс – перепады невелики, а спусков с самого верха до самого низа практически нет (ну или нижняя часть такого склона – плоский выкат к подъёмнику). К тому же в секторе L’Aigle наверху повисла плотная туча, спрятавшая в себе 2/3 красной трассы. Хотя по ощущениям, и она ничего интересного собой не представляет. К 13:30 наваляло уже сантиметров 15 свежего снега, видимость продолжала оставаться паршивой, и девушки сказали, что с них хватит, и они пошли отсиживаться куда-нибудь в Монженевр. Я к этому отнёсся с пониманием – на улице реально было довольно мерзко и сыро. К тому же без них мне было гораздо проще мухой пронестись по большинству оставшихся трасс.

Как-то так…

Первым делом свалил в Клавьер. Не могу сказать, что показанная на трассе зелёная от нижней станции Tremplin до нижней же Col boeuf хорошо подходит для горнолыжников – по факту я получил километр коньковым ходом вместо необременительного скольжения, так что сильно советую для доступа в те края использовать спуск с Coletto Verde (который как раз сегодня был закрыт из-за лавинной опасности и хреновой видимости). Но красные и чёрные трассы 98, 99 и т.д. в Клавьер однозначно понравились. Если у вас местечковый скипасс Монженевра, а не общий с Сестриере на весь регион «Млечный путь», то важно сечь поляну и вовремя свернуть, чтобы не уехать к креселке La Coche, которая уже не входит в местный пропуск. А там это проще простого. Так-то ничего фатального, но 300 метров пешком и в горку – не очень приятный квест (который я огрёб, и во второй раз порадовался, что катаюсь один – меня за такую прогулку точно придушили бы).

Красной линией отделил то, на что скипасс Монженевра не распространяется.

Залезать глубже, на границу местечкового скипасса с остальным «Милки вэй» я не стал, и вернувшись в исходную точку, поднялся оттуда на кабине на противоположный склон долины, на Серр Тибо (Serre Thibaud). Поднимались долго. Судя по слаборазличимым в окно видам, склон мог бы стать лучшим для фрирайда в округе, но на картах он был отмечен зелёненьким как некая природоохранная зона, поэтому, вероятно, облом-с. Весь этот угол на схеме называется Secteur de Chalvet, в нём более прочих понравились трассы с одноимённой вершины. Правда, из-за сильнейшего ветра креселку туда отключили, и приходилось томиться на бугеле, причём наверху, как только выезжал из-за прикрытия склона, ветер ударял с такой силой, что норовил спихнуть обратно под гору. Все спуски здесь я делал в гордом одиночестве, так что временами было даже немного жутковато. Хорошо только то, что ураганный ветер более-менее разогнал тучу, и было видно, куда ехать. В начале пятого длинной плоской трассой по дну долины и мостику над дорогой выкатился прямо к машине, где уже ждали мои.

…С утра я хотел податься в Сестриер, но беглый просмотр в интернете показал, что там валило всю ночь, и ключевые канатки позакрывались, поэтому смысла ехать не было. У нас в Сер Шевалье было облачно, но вроде всё работало, однако хотелось чего-то нового. Пошарив по округе в гуглмапс, наткнулся на Бардонеккью – небольшой итальянский курорт всего-то в 48 км, где вроде бы всё пока было открыто, туда и решил ломануться. Мои меня не поддержали, поехал один. В Монженевре валило до сих пор, кое-как продрался через сугробы, миновал его и спустился на автобан. Внизу лило как из ведра, что заронило самые чёрные подозрения в мою душу, но хотелось верить в лучшее. Бардонеккья состоит из 2 обособленных региончиков, я собирался обкатать их оба, и для начала поехал на гору на окраине городка — Jafferau, где и оказался на парковке в гордом одиночестве. Прохлюпав в кроссовках по лужам под непрекращающимся дождём к нижней станции неработающей креселки, убедился, что да, shit happened. Уныло загрузился в машину и переместился в городок, к основным склонам. Тут вроде была какая-то движуха, народ катался, но визит в скипассную расставил всё по своим местам – работал единственный подъёмник на полгоры. Смысла тратить тридцатку евро на то, чтобы утюжить два спуска, я не увидел, и уехал.

Сусанин навигатор потащил каким-то хитрым путём, в итоге через 10 минут я упёрся в шлагбаум перед сугробом на дороге, ведущей через перевал, который явно планировалось открыть не раньше мая. Пришлось возвращаться. С расстройства вознамерился порадовать себя шоппингом, лелея мысль, что в Италии, возможно, найду что-нибудь интересное подешевле, но вместо выгодных покупок впёрся под знак ztl, чем окончательно испортил себе настроение. Б…, и развернуться по итальянской традиции не было уже никакой возможности! Сцуки, что сказать.

Домой доехал без приключений. Остаток дня посвятили частично сборам, а частично – безыдейному уничтожению запасов алкоголя и еды.

В день отъезда выглянуло солнышко, на улице был плюс и всё текло. Выспались, неторопливо поели, дособрались и поехали. Сначала заваленный снегом Монженевр, потом промокшая насквозь Чизана, а после тоннеля Фрежю нас встретила неприлично весенняя для января погода. Ни намёка на снег, пробивающаяся кое-где зелень и температура в районе +10.

До Женевы доехали без приключений, заглянули в большой Карфур во французском секторе, где я был шокирован зрелищем парковки десятков машин с французскими номерами прямо на газоне, который раскатали в грязь в лучших худших российских традициях. Тем не менее это не помешало мне прикупить пару бутылочек сельскохозяйственного рома из французских DOM-TOM.

В остальном перелёт и дорога домой прошла обыденно, не считая того, что я всё-таки задолбался, и пришлось останавливаться на сорокаминутный пересып где-то на границе Московской и Владимирской областей.

КОММЕНТАРИЕВ - 0

Чтобы написать комментарий, введите данные